Литература. 11 класс

Урок 3. Отражение биографии А. И. Куприна в его произведениях

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 3

Отражение биографии А. И. Куприна в его произведениях

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Жизнь и творчество А. И. Куприна;

2. Солдаты и офицеры русской армии в повести «Поединок»;

3. Основная тематика творчества писателя.

Тезаурус

Новелла – небольшая повесть, рассказ.

Нравственный идеал – представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

Повесть – литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее основной целью правдивое воспроизведение объективной действительности в её типических чертах.

Романтизм – направление в литературе и искусстве начала XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств, противопоставленных окружающей действительности.

Основная литература по теме урока

Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература по теме урока
Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-10 классы. Р.-на-Д.: «Феникс», 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Александр Иванович Куприн — удивительный мастер художественного слова, реалист и правдоискатель, которого «всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремёсла, песни, словечки…», человек со сложной и трагической судьбой, биография которого тесно переплетена с событиями его времени.

Он родился в 1870 году в городке Наровчате Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Отец будущего писателя рано умирает. В 1874 году мальчик с мамой переезжают в Москву и живут в общей палате вдовьего дома. В шесть лет Александр попадает в сиротское училище, куда Любовь Алексеевна, мать Куприна, вынуждена отправить сына. После этого его зачисляют во Вторую московскую военную гимназию, в кадетский корпус. О своей учёбе автор рассказывает в повести «Кадеты»: «… воспоминание о розгах в кадетском корпусе осталось у меня на всю жизнь». Далее он поступает в Третье Александровское юнкерское училище в Москве, из которого выходит в чине подпоручика. В этот период молодой человек начинает писательскую деятельность и в 1889 году публикует свой рассказ «Последний дебют» в журнале «Русский сатирический листок».
С 1890 года писатель служит в пехотном полку. Затрагивая тему армии, разоблачая муштру, побои, трансформацию офицерской этики, он пишет: «Душа… была уже навеки опустошена, мертва и опозорена». Об этом писатель говорит в рассказах «Дознание», «Ночлег», «В казарме», «Ночная смена», и в полной мере раскрывает в «Поединке». Замысел повести Куприн вынашивает более 10 лет, а в 1905 году публично зачитывает отдельные главы из будущего произведения. Автор поясняет: «Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлились, а о торжестве человека, о силе власти его», «… Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность. Но в любви…».

Александр Иванович показывает ужасающее состояние бесправной, опустившейся солдатской массы. Офицеры в повести жестокие, грубые, равнодушные, нравственно бедные и не любящие свою профессию: «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя её».

События в «Поединке» охватывают период всего в два месяца – с начала апреля до начала июня. Это время практического изучения устава гарнизонной службы и бесконечных смотров: «…Готовились к майскому смотру и не знали ни пощады, ни устали. Ротные командиры морили свои роты по два и по три лишних часа на плацу. Во время учений со всех сторон, изо всех рот и взводов слышались беспрерывно звуки пощёчин…».
Многие офицеры ревностно выполняют военную обрядность. Один из них, Василий Назанский, говорит о службе: «Я ненавижу, например, военную службу, но служу. Почему я служу? Да чёрт его знает почему! Потому что мне с детства твердили и теперь все кругом говорят, что самое главное в жизни — это служить и быть сытым и хорошо одетым».

Другой герой, капитан Слива, «представлял собою грубый и тяжёлый осколок прежней, отошедший в область предания, жестокой дисциплины. У него «во всём мире остались только две привязанности: строевая красота своей роты и тихое, уединённое пьянство по вечерам».
Молодого офицера Юрия Ромашова, главного героя повести, Куприн создаёт гуманным, но слабым и тихим человеком, который не борется со злом, а страдает от него. Даже фамилия героя — Ромашов — и та подчеркивает мягкость и незлобивость. Он размышляет: «Каким образом может существовать сословие, которое в мирное время, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живёт в чужих домах, а в военное время – идёт бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?».

Он не может и не хочет бить и унижать солдат, так как видит в них прежде всего личность. Позиция капитана Сливы, напротив, прямолинейна: «Нет-с, в прежнее время никаких личностей не было, и лупили их». На что Ромашов отвечает: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу чтобы защититься от удара».

Автор показывает нам, как на протяжении повести растёт нравственная позиция героя, как отношение к солдатам перерастает в глобальные мысли об актуальности армии в том виде, в котором она запечатлена в повести. Ромашов открывает для себя, «что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд… Его тянуло написать повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни». Он вдруг приходит к выводу о ненужности армии, но понимает это очень наивно. Ему кажется, что стоит всему человечеству сказать «не хочу!» — и война станет немыслимой. Молодой офицер погибает на поединке. Любя своего героя, Куприн скорбит и ясно указывает на тех, кто повинен в этом, говорит честно и прямо, потому что и сам он не раз жестоко страдал от людского равнодушия. Писатель пишет: «Ромашов – это я».

Константин Георгиевич Паустовский отмечает: «Появление повести стало «тяжелейшей пощёчиной политическому строю царской России». Произведение можно воспринимать как документ, демонстрирующий безнадёжную трансформацию офицерской касты из российской элиты в её гниющую сердцевину. Перед читателями предстаёт армия, которая держится на страхе и унижении солдат. Армия, которая рискует быть разбитой при первом же сражении. Автор раскрывает сущность того состояния общества, которое вело к взрыву, по сути, указывает на причины поражения России в войне с Японией.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

О каких событиях идёт повествование в повести А. И. Куприна «Поединок»?

а) заучивание военного устава;

б) отдых офицеров;

в) подготовка к майскому смотру.

Разбор решения: А. И. Куприн пишет: «Первого мая полк выступил в лагерь, который из года в год находился …в двух верстах от города, по ту сторону железной дороги… Готовились к майскому смотру и не знали ни пощады, ни устали. Ротные командиры морили свои роты по два и по три лишних часа на плацу». Поэтому из всех предложенных вариантов, верным будет «подготовка к майскому смотру».

Единичный выбор

Выберите верное утверждение.

1. «Унтер-офицеры старались не замечать ошибок при маршировке…»

2. «События, изображённые в «Поединке», охватывают период всего в 3 месяца – с начала апреля до начала июля»

3. «Попав в армию, эти молодые пареньки быстро утрачивают индивидуальность»

В первом случае ответ будет неверным, так как автор пишет: «Унтер-офицеры старались не замечать за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке».

Во втором случае ответ будет неверным, так как автор пишет: «События, изображённые в “Поединке”, охватывают период всего в 2 месяца – с начала апреля до начала июня».

В третьем случае ответ будет верным, так как автор пишет, что «попав в армию, эти молодые пареньки быстро утрачивают индивидуальность».

Верное утверждение будет №3: «Попав в армию, эти молодые пареньки быстро утрачивают индивидуальность».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6