Русский язык. 1 класс

Урок 15. Красуйся, град Петров! Буква П и звуки [п] [п']

Конспект урока

Конспект урока

Русский язык, 1 класс

Урок № 15

Тема: Красуйся, град Петров! Буква П и звуки [п] [п’]

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель сегодняшнего урока – изучить звуки [п] и [п’] и букву П, п.

Задачи:

  1. Научиться выделять на слух, различать и находить в словах согласные звуки [п] и [п’] и давать им характеристику.
  2. Познакомиться с буквами П, п и научиться их писать.
  3. Потренироваться делить слова на слоги, различать глухие и звонкие согласные, читать целыми словами, выразительно и понятно.
  4. Узнать, кто такой Пётр Первый.

Результаты:

  • Научимся различать звуки [п] и [п’] и букву П, п.
  • Дадим полную характеристику звукам [п] и [п’].
  • Научимся читать выразительно.

Поговорим о русском царе Петре Первом.

Тезаурус

Буква П, п – 14 буква русского алфавита.

Буква П, п обозначает два звука:

[п] – согласный, глухой, твёрдый.

[п’] – согласный, глухой, мягкий.

Список литературы:

Обязательная литература

  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 128 с. С.
  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 111 с. С.

Дополнительная литература

  • Герасимова Д. Азбука превращений – М.: Лабиринт Пресс, 2013. – С.
  • Маршак С.Я. Весёлая азбука. Стихи. – М.: Оникс 21 век, 2004. – С.
  • Сапгир Г. Азбука. – М.: РОСМЭН, 1996. – С.

Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – С.-Пб.: ОАО ДЕТГИЗ, 2008 – С.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Давайте вспомним, какие еще буквы мы изучили? О, У, Ы, И, Н, С, К, Т, Л, Р, Е, В.

Сегодня будем изучать новую букву. Это буква. «П» [пэ]&

Буква «П» [пэ]- 14-ая в алфавите. Она стоит между буквами «О» и «Р» [эр]

Буква «П» может обозначать два звука: твердый и мягкий, [п] и [п’]. Перед гласными А, О, У, Ы буква П обозначает твердый звук [п], а перед гласным И – мягкий [п’]. Звуки [п] и [п’] – согласные и глухие.

Повар

Пилот

Прочитайте информацию о Петре Первом:

Это памятник русскому царю Петру Первому. Он жил и правил 300 лет назад. Памятник находится в Санкт-Петербурге и называется «Медный всадник»

При Петре Первом Российское государство процветало. Пётр воздвиг город Санкт-Петербург на реке Неве.

Пётр Первый учился морскому делу в Голландии, учился строить корабли, чтобы создать в России крепкий морской флот. Он не стыдился постигать любое мастерство у простых людей: искусно умел работать пилой и топором и сам строил корабли.

Царь приглашал из-за границы лучших мастеров, учился у них сам и обучал своих подданных различным ремёслам. А ещё посылал молодых людей учиться за границу.

Пётр Первый хотел, чтобы Россия стала просвещённой и могучей державой.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит

А.С. Пушкин

О каком городе идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина? (О Санкт-Петербурге)

Какая река течет в Санкт-Петербурге? (Нева)

Кто построил Санкт-Петербург (русский царь Пётр Первый)

Чем ещё знаменит Пётр Первый? (он много учился и построил морской флот)

Вы были в Санкт-Петербурге?

Знаете ли вы, что со времени Петра Первого почти 200 лет Санкт-Петербург был столицей России, а в Советское время город носил имя Ленинград.

Задание 1.

В презентации о Петре Первом сказано, что царь хорошо умел работать топором и молотком. Как называется эта профессия?

Прочитайте стихотворение:

Чтобы чай с молоком

Пить в домах добротных,

Кто стучит молотком,

Словно дятел? ПЛОТНИК

И.А. Бродский

Прочитайте стихотворение сами выразительно.

Какие ещё профессии на букву П вы знаете?

Задание 2.

Мы уже изучили буквы, обозначающие согласные звуки К, Н, С, Т, Л, Р, В

Распределите их на две группы: глухие и звонкие.

Звонкие

Глухие

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 3.

Соедините картинки, обозначающие профессии и звуковые схемы слов.


Задание 4.

Прочитайте текст. Найдите все буквы П, п. Если буква П, п обозначает твёрдый звук, выделите её синим цветом, а если мягкий – зелёным.

Папа купил Пете пенал для цветных карандашей и ручки. Вера попросила папку для тетрадей и пластилин. А маленькой Лене подарили говорящую куклу. Павлику подарили папку, кисти и акварельные краски. Дети были очень рады.

Перескажите текст. Как можно его озаглавить?

Задание 5.

Вставьте цветные буквы в слова. Если буква П, п в слове обозначает твёрдый звук, выберете синюю, а если мягкий – зелёную.

_одарок

_ила

ре_а

ка_итан

_лотник

Обратите внимание! Слова одинаковые, а значения разные.

Задание 6.

Отгадайте загадки и решите кроссворд:

  1. Жёлтая курица под тыном дуется.
  2. Красненькая матрёшка, беленькое сердечко.
  3. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

  1. Закутан ребёнок в сто пелёнок.
  2. Сидит девица в темнице, а коса на улице.
  3. Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко.

  1. На сучках висят шары, посинели от жары.

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7.

Закончите предложения подходящими словами.

На огороде растут красные ______________________________________

В саду распустились красивые ______________________________________

Мальчик отправил ______________________________________

Полина сняла ______________________________________

Слова: помидоры, ромашки, перцы, пионы, письмо, бандероль, послание, пальто, перчатки, платок

Задание 8.

Превратите слово «лук» в слово «сон», меняя только одну букву в каждой строке. Слова должны быть настоящие.

Л

У

К

С

О

Н

Задание 9.

Составьте как можно больше слов из букв: П, Е, Л, А, О, Н, В, Р

_____________________________

Задание 10.

Выберите правильную характеристику для звука [п'].

А) звонкий, согласный, твёрдый

Б) глухой, согласный, мягкий

В) Звонкий, согласный, мягкий

Г) гласный, ударный

Задание 11. В прописи потренируйтесь писать буквы В,в.

ОТВЕТЫ:

Задание 2

Глухие: К, С, Т, (П)

Звонкие: Л, Н, Р, В

Задание 3

Повар

Пилот

Капитан

Плотник

Задание 4

Папа купил Пете пенал для цветных карандашей и ручки. Вера попросила папку для тетрадей и пластилин. А маленькой Лене подарили говорящую куклу. Павлику подарили папку, кисти и акварельные краски. Дети были очень рады.

Задание 3.

Подарок

Пила

Репа

Капитан

Плотник

Задание 6.

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

4

 

 

 

 

 

 

5

м

о

р

к

о

в

ь

 

 

 

 

 

к

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

п

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

л

 

2

 

 

 

 

 

 

с

 

у

 

м

 

 

 

 

 

1

т

ы

к

в

а

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

7

с

л

и

в

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

Задание 7.

На огороде растут красные помидоры, перцы

В саду распустились красивые пионы, ромашки

Мальчик отправил письмо, послание, бандероль

Полина сняла пальто, перчатки, платок.

Задание 8.

Л

У

К

С

У

К

С

О

К

С

О

Н

Задание 9.

Пенал, повар, вор, Полина, Лина, поле, Вера, плов, плен, пена, нрав и т.д.

Задание 10. Б

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6