Биология. 10 класс

Урок 3. Органические вещества: белки и нуклеиновые кислоты, и их значение. АТФ

Значение белков и нуклеиновых кислот

Роль белков и нуклеиновых кислот в живой природе

Почему именно белки и нуклеиновые кислоты отождествляются с понятием жизнь?

Белки занимают первое место среди всех содержащихся в живой материи макромолекул; на их долю приходится около половины сухой массы клетки. Велико также и их разнообразие; в одной клетке можно обнаружить тысячи различных видов белков. Из одного и того же набора – 20 аминокислот – организмы способны вырабатывать такие разнообразные продукты, как ферменты, гормоны, белок хрусталика глаза, перья, паутина, панцирь черепахи, белки молока, антибиотики, ядовитые вещества грибов и многие другие соединения. Информация о строении белков зашифрована в молекулах нуклеиновых кислот. Именно нуклеиновые кислоты отвечают за синтез белков и за передачу этой информации по наследству.

Белок кератин синтезируется у всех позвоночных. Он служит главным структурным компонентом волос, чешуи, рогов, шерсти, ногтей и перьев. Кератин как главный компонент входит также в состав плотного панциря черепахи. Информация о строении кератина зашифрована в молекуле ДНК. Последовательность мономеров кератина и кодирующей его ДНК у разных организмов различна, что отражает их генетическую индивидуальность.

Почему именно белки и нуклеиновые кислоты отождествляются с понятием жизнь? Какие особенности строения определяют многообразие белковых молекул, а также обеспечивают возможность хранения и реализации генетической информации нуклеиновыми кислотами?

Цели и задачи

Цель:

- выявление особенностей строения, определяющих многообразие белковых молекул, а также обеспечивающих возможность хранения и реализации генетической информации нуклеиновыми кислотами.

Задачи:

- раскрыть особенности химического состава, строения, структурной организации белков и нуклеиновых кислот;

- выяснить причины многообразия белков;

- установить связь между составом, строением молекул химических соединений и выполняемыми ими функциями на примере белков и нуклеиновых кислот;

- показать ведущую роль белков и нуклеиновых кислот в процессах жизнедеятельности; значение АТФ и витаминов в организме.

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

- о составе, строении аминокислот, нуклеотидов, принципе их объединения в полипептидные и полинуклеотидные цепочки;

- о свойствах белков и причинах их денатурации;

- о разных видах нуклеиновых кислот;

мы научимся:

- устанавливать связь между составом, строением молекул химических соединений и выполняемыми ими функциями на примере белков и нуклеиновых кислот;

- характеризовать приведенные понятия и объяснять соотношения между ними:

- полимер, мономер;

- аминокислота, полипептид, белок;

- катализатор, фермент, активный центр;

- нуклеотид, нуклеиновая кислота, АТФ;

- анализировать результаты лабораторных опытов;

- различать ДНК, РНК, АТФ;

- решать задачи на определение последовательности нуклеотидов молекул ДНК; определение нуклеотидного состава ДНК;

мы сможем:

- объяснить причины многообразия белков;

- объяснить влияние факторов среды на белковые молекулы;

- выявить в ходе виртуальной лабораторной работы влияние изменения температуры на активность фермента каталазы.

Функции белков и нуклеиновых кислот

Выберите два верных ответа.

На основании последних научных достижений современной биологической науки дано следующее определение жизни: «Жизнь – это открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы совокупностей живых организмов, построенные из сложных биологических полимеров – белков и нуклеиновых кислот».

Почему именно белки и нуклеиновые кислоты отождествляются с понятием жизнь?

Вспомните функции белков и нуклеиновых кислот.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6