Литература. 11 класс

Урок 49. Проблема памяти в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 49

Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».

Вопросы по теме:

1. Знакомство с характерными для прозы с реалистической доминантой, а также образами и приемами изображения человека.

2. Формирование представления о характерных особенностях эпохи, отражённых в произведении.

3. Обучение выражать личное отношение к событию, герою, авторской позиции в рассказах-предостережениях.

Тезаурус

Доминанта – доминирующая идея.

Драматизм – крайняя напряжённость, тяжесть положения, обстоятельств.

Деревенская проза – направление в русской литературе 1950—1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Образ (художественный) – элемент или часть художественного целого, обыкновенно такой фрагмент, который обладает относительно самостоятельной жизнью и содержанием (напр., символические образы «золотого покрова», «хаоса», «космоса», «природы» у Ф. И. Тютчева).

Пейзаж – разновидность описания, изображение природного или городского пространства. В структуре пейзажа важно соотношение фона и детали, статики и динамики. Особую роль играет точка зрения субъекта видения, которая может организовывать пространство в описании и определять четкость границ.

Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Фрагмент – лирическая форма, предполагающая композиционную компактность высказывания при монументальности содержания; получил развитие в творчестве романтиков.

Экспансия – расширение, распространение чего-нибудь за первоначальные пределы.

Список литературы

Основная литература:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

Дополнительная литература:

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится», пишет Валентин Распутин.

Писатель родился в крестьянской семье в 1937 году. Детство он провёл в деревне Аталанка в Иркутской области. После школы он учился на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета.

В студенческие годы Распутин начинает работать внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Первые произведения он печатает в альманахе «Ангара».

В 1965 году в Читу на совещание молодых писателей Сибири приезжает Владимир Чивилихин. Распутин показывает ему несколько новых рассказов. Впоследствии Чивилихин становится «крёстным отцом» начинающего прозаика.

В 1967 г. молодого писателя принимают в Союз писателей СССР. В своих произведениях, таких, как «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар», автор поднимает тему судьбы страны и личности, проблему сохранения традиций и поиска смысла жизни.

В основу сюжета повести «Прощание с Матёрой» легла реальная история. При строительстве ГЭС на реке Ангара многие деревни находились в зоне затопления. Так произошло с родным селом Распутина Усть-Уда в Иркутской области. Это же случилось и с деревней Матёра в его повести. Для многих жителей прощанием с родным местом – прощание с самой жизнью. Так автор изображает трагедию Матёры: «…будто остров сорвало и понесло как щепку… Всё, что недавно ещё казалось вековечным и неподатливым, как камень, с такой легкостью помчало в тартарары – хоть глаза закрывай. «И непривычно, жутко было представлять, что дальше дни пойдут без Матёры-деревни… И дальше дни пойдут без запинки мимо, всё мимо и мимо».

Для некоторых Матёра – «зона затопления», «территория», «хламьё». Товарищ Жук так объясняет действия санэпидемстанции: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди… Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты…».

Кроме темы Родины в повести звучит и проблема отношения человека к окружающей среде. Автор обращает внимание на бережное отношение к родной земле, заставляет задуматься о роли природы в жизни человека. Распутин показывает прощание с малой родиной как с одушевленным лицом.

Символично название самого острова и одноимённой деревни, которое ассоциируется со словами «мать» (мать – земля, мать – Родина) и со словом «матёрый» (здоровый, крепкий).

Один из самых трагичных эпизодов повести – это сцена разорения кладбища. Санэпидстанция перед затоплением отправляет в деревню людей, которые должны «зачистить» территорию. Матёринцы пытаются защитить могилы своих родственников. Главная героиня Дарья Пинигина в последнее посещение кладбища думает: «…зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной материнской ратью, отдав всё своё для неё, для Дарьи, и для таких, как она, - и что из этого получается? Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведёт он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится».

У Дарьи сильный характер, она умеет «постоять не только за себя». Это образ праведницы, без которой «не стоит село».

Символична в повести смена поколений. Автор показывает сразу три поколения: Дарью, её сына и внука Андрея. Последний принадлежит к новому поколению. Ему совсем не жаль своей малой Родины. Напротив, он уезжает на заработки на строительство плотины, которая в итоге и затопит Матёру. Связь поколений в семье Дарьи распадается. «У кого нет памяти, у того нет жизни», – утверждает главная героиня. «Памяти никакой не стало, вся износилась».

Символично описание церкви в начале повести. По мнению Распутина, судьба заброшенного храма связана с судьбой Матёры. Происходит разрушение соборности как основного жизненного правила.

Дом для Дарьи – основа жизни, его память о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придёт». Дом изображён одухотворённым, чувствующим.

В повести появляется мистический образ – Хозяин острова – маленький, ни на кого не похожий зверёк: «Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин». Он призван оберегать остров от любой беды. От затопления, к сожалению, спасти он не может: «И хоть предчувствовал Хозяин, что скоро одним разом всё изменится настолько, что ему не быть Хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился. Чему быть, того не миновать. Ещё и потому он смирился, что после него здесь не будет никакого хозяина, не над чем станет хозяйничать. Он последний».

В повести «Прощание с Матёрой» Валентин Распутин показывает, как важна для человека связь со своими корнями.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

В каком году была впервые опубликована повесть «Прощание с Матерой»?

1976 г.

1977 г.

1978 г.

Правильный ответ: 1976 г.

Единичный выбор.

О ком из героев произведения идёт речь в цитате: «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверёк»?

О Богодуле;

О домовом Дарьи;

О Хозяине острова.

Правильный ответ: О Хозяине острова

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6