Литература. 10 класс

Урок 12. Споры об искусстве, природе, народном вопросе в романе

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 12

Споры об искусстве, природе, народном вопросе в романе.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Продолжение изучения и анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  2. Выявление общественных, культурных, духовных ориентиров «отцов» и «детей».
  3. Нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснение их отношение к тому или иному явлению действительности.

Тезаурус

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

Композиция литературного произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Нигилист — это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

Роман — один из видов эпической, повествовательной литературы — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

Список литературы

Основная литература:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.

Дополнительная литература:

Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Цитаты из произведений. 9-11 классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях мастерски раскрывает характеры героев, их мысли и душевное состояние с помощью портретов и диалогов. Страстные споры на политические и философские темы способствуют пониманию персонажей и одновременно демонстрируют разные точки зрения. Это держит читателя в напряжении.

За два месяца до окончания романа автор пишет: «Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы. Этот принцип античной трагедии положен в основу “Отцов и детей”».

Кто прав в споре об искусстве?

Будучи заядлым материалистом и поклонником естественных наук, главный герой романа «Отцы и дети», нигилист Евгений Базаров отрицает искусство и романтику. Он говорит, что «порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта», что «в 44 года играть на виолончели глупо», что «Рафаэль гроша медного не стоит».

А что же его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов? Павел Петрович утверждает: «Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. И эта зараза уже далеко распространилась. Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазии дальше “Девушки у фонтана” не хватает, хоть ты что! И написана-то девушка прескверно. По-вашему, они молодцы, не правда ли?».

Аристократ прав в том, что современные художники уходят от слепого подражания мастерам прошлого, но всё же поддерживают традиции. Стоит отметить, что каждый раз, как только речь заходит об искусстве, у уверенного Базарова проявляется преувеличенная резкость. Случайно ли это? Весь образ Евгения — собирательный, он,

Евгений, как и представители прогрессивного русского общества середины XIX века, увлекается точными науками. Молодой нигилист — практик, поэтому он чужд пустой мечтательности. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, он говорит богатой молодой вдове Анне Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической».

Для него всё окружающее великолепие — лишь источник научной деятельности, поле для опытов. Базаров признаёт грандиозность мира, но с горечью: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно перед вечностью, где меня не было и не будет».

Каково же отношение Павла Петровича и Евгения к народу?

Кирсанов с умилением смотрит на простых людей, упрекая оппонента в презрительном отношении. Евгений отвечает, что они этого заслуживают. Павел Петрович, как сторонник обычаев и традиций, видит в этом залог спасения общества: «Нет, нет! Я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры». Базарову не нравится такая точка зрения, так как, по его мнению, забитость, необразованность и слепая вера не способствуют развитию: «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом — он русский, а разве я сам не русский?» Но именно Евгений ближе всех к крестьянам. Споря с Кирсановым, он произносит: «Мой дед землю пахал... Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».

На чём основывается уверенность Базарова? Он из простой семьи, сын лекаря и сам лекарь. К нему тянутся крестьянские ребятишки: «Все в доме привыкли к нему... Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин».

Молодой нигилист умеет разговаривать со слугами, находит общий язык с дворовыми имения. Его речь понятна и проста, в ней масса пословиц и поговорок: «от копеечной свечи Москва сгорела», «слыхали мы эту песню много раз», «туда и дорога».

Павел Петрович Кирсанов изъясняется, напротив, довольно витиевато, что подчёркивает его дворянское происхождение и принадлежность к светскому обществу. Его речь дополнена французскими и иногда английскими фразами, модными в то время в кругу аристократии. А ещё он искажает слова и вместо «принцип» говорит «принсип», а вместо слов «этот», «этим» — «эфтот», «эфтим». Базаров иронизирует на этот счёт: «Подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

На страницах романа мы видим идейный спор представителей «отцов» и «детей». В этом споре Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров раскрывают как свои сильные, так и слабые стороны.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Ребус-соответствие

Сопоставьте героя и его высказывание о себе.

Правильный вариант:

Павел Петрович Кирсанов

«Он сохранил все привычки светского человека».

Николай Петрович Кирсанов

«Я человек мягкий, слабый, век свой провёл в глуши».

Евгений Базаров

«Мой дед землю пахал».

Подсказка: вспомните происхождение героев.

Базаров из простой семьи, сын лекаря и сам лекарь. К нему тянутся крестьянские ребятишки: «Все в доме привыкли к нему... Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин». Молодой нигилист умеет разговаривать со слугами, находит общий язык с дворовыми имения. Его речь понятна и проста, в ней масса пословиц и поговорок: «от копеечной свечи Москва сгорела», «слыхали мы эту песню много раз», «туда и дорога». Павел Петрович Кирсанов изъясняется, напротив, довольно витиевато, что подчёркивает его дворянское происхождение и принадлежность к светскому обществу.

Пример 2

Ребус-соответствие

Соотнесите героев и их характеристики.

Правильный вариант / варианты:

Павел Петрович Кирсанов

Бывший светский лев из Петербурга, аристократ с изысканными манерами и привычками.

Ситников

Глупый человек, который следует моде во всём: и в одежде, и во взглядах.

Базаров

Холодный, резкий, жёсткий человек.

Подсказка: вспомните, какой конфликт лежит в основе произведения.

Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях мастерски раскрывает характеры героев, их мысли и душевное состояние с помощью портретов и диалогов. Страстные споры на политические и философские темы способствуют пониманию персонажей и одновременно демонстрируют разные точки зрения. Это держит читателя в напряжении.

За два месяца до окончания романа автор пишет: «Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы. Этот принцип античной трагедии положен в основу “Отцов и детей”».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6