Биология. 11 класс

Урок 12. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека

Конспект урока

Биология, 11 класс

Урок 12. «Появление человека разумного. Факторы эволюции человека».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;

Урок характеризует систематическое положение человека. Выявляются черты строения человеческого тела, обусловленные прямохождением. Проводится сравнительный анализ сходства и различия с приматами. Характеризуются первые этапы антропогенеза.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Антропогенез, движущие силы антропогенеза, кроманьонцы, неандертальцы, социальные факторы, биологические факторы, человеческие расы.

Антропогенез— происхождение человека и становление его как вида в процессе формирования общества.

Биологические факторы– наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, а также мутационный процесс. Морфологические изменения обезьяноподобного предка – антропоморфозы.

Кроманьонцы— общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека.

Неандертальцы – ископаемые древние люди (палеоантропы), создавшие археологические культуры раннего палеолита. Скелетные остатки неандертальцев открыты в Европе, Азии и Африке. Время существования 200-28 тыс. лет назад

Расы - характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе.

Социальные факторы - ведущую роль- трудовая деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления.

Эпика́нтус (от греч.– внутренний угол глаза), «монгольская складка» — особая складка у внутреннего угла в большей или меньшей степени прикрывающая слёзный бугорок. Эпикантус является продолжением складки верхнего века. Один из признаков, характерных для монголоидной расы, редкий у представителей других рас. При антропологических обследованиях определяется не только наличие или отсутствие эпикантуса, но и его развитие.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

  1. Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина. - М.: Просвещение, 2018г., стр. 106-112 Базовый уровень.

Дополнительные источники:

  1. 1.Общая биология 10-11, дидактические материалы/ авт.-сост. С.С. Красновидова, С. А. Павлов, А. Б. Павлов, - М. Просвещение, 2000г., стр.6-42
  2. Общая биология 10-11 классы: подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007.стр 97-105
  3. Биология: общая биология. 10-11 классы: учебник/ А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2018. Стр.152-162
  4. 4. А.Ю. Ионцева, А. В. Торгалов «Биология в схемах и таблицах». .
  5. Е.Н. Демьянков, А.Н. Соболев «Сборник задач и упражнений. Биология 10-11», учебное пособие для общеобразовательных организаций.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Интернет-ресурсы:

  • Образовательный портал для подготовки к экзаменамhttps://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1
  • Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Качественное своеобразие эволюции человека заключается в том, что ее движущими силами были не только биологические, но и социальные факторы, причем именно последние имели решающее значение в процессе становления человека и продолжают играть ведущую роль в развитии современного человеческого общества.

Биологические факторы эволюции человека. Человек, как любой другой биологический вид, появился на Земле в результате взаимосвязанного действия факторов эволюции живого мира. Каким же образом естественный отбор способствовал закреплению тех морфологических особенностей человека, которыми он отличается от ближайших родственников среди животных?

Основными причинами, заставившими некогда древесных животных перейти к жизни на земле, были сокращение площади тропических лесов, соответственное уменьшение кормовой базы и, как следствие, укрупнение размеров тела. Дело в том, что увеличение размеров тела сопровождается возрастанием абсолютных, но снижением относительных (т. е. на единицу массы тела) потребностей в пище. Крупные животные могут позволить себе питание менее калорийной пищей. Сокращение площади тропических лесов усилило конкуренцию между обезьянами. Разные виды по-разному подошли к решению вставших перед ними проблем. Некоторые научились быстро бегать на четырех конечностях и освоили открытую местность (саванну). Примером служат павианы. Гориллам их огромная физическая мощь позволила остаться в лесу, находясь при этом вне конкуренции. Шимпанзе оказались менее специализированными из всех человекообразных обезьян. Они могут ловко лазить по деревьям и довольно быстро бегать по земле. И только гоминиды решили вставшие перед ними проблемы уникальным способом: они освоили передвижение на двух ногах. Почему этот способ передвижения оказался для них выгодным?

Одним из следствий увеличения размеров тела является удлинение продолжительности жизни, что сопровождается удлинением периода беременности и замедлением темпов размножения. У человекообразных обезьян один детеныш рождается раз в 5—6 лет. Его гибель в результате несчастного случая оказывается очень дорогой потерей для популяции. Двуногим человекообразным обезьянам удалось избежать подобной критической ситуации. Гоминиды научились заботиться одновременно о двух, трех, четырех детенышах. Но это потребовало больше времени, сил и внимания, которые самка должна была уделять своему потомству. Она вынуждена была отказаться от многих других форм активности, в том числе и от поиска пищи. Этим занимались самцы и бездетные самки. Освобождение передних конечностей от участия в передвижении позволило приносить больше пищи для самок и детенышей. В сложившейся ситуации передвижение на четырех конечностях стало ненужным. Напротив, прямохождение дало гоминидам ряд преимуществ, самым ценным из которых оказалась спустя 2 млн лет возможность изготовления орудий труда.

Социальные факторы эволюции человека. Создание и использование орудий труда повысило приспособленность древнего человека. С этого момента любые наследственные изменения в его организме, оказывавшиеся полезными в орудийной деятельности, закреплялись естественным отбором. Эволюционным преобразованием подвергались передние конечности. Судя по окаменелостям и орудиям труда, постепенно менялась рабочая позиция руки, способ захвата, положение пальцев, силовое напряжение. В технологии изготовления орудий сокращалось число сильных ударов, увеличивалось количество мелких и точных движений кисти и пальцев, фактор силы стал уступать фактору точности и ловкости.

Следствием использования орудий при разделке туш и приготовления пищи на огне стало уменьшение нагрузки на жевательный аппарат. На черепе человека постепенно исчезли те костные выступы, к которым у обезьян крепятся мощные жевательные мышцы. Череп стал более округлым, челюсти — менее массивными, лицевой отдел — выпрямленным (рис. 1)

Рис. 1. Изменение пропорций черепа в ходе эволюции гоминоидов

Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества. Другими словами, антропогенез неотделим от социогенеза. Вместе они составляют единый процесс становления человечества — антропосоциогенез.

Человеческие расы. В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную (негро-австралоидную). Расы — это большие группы людей, отличающиеся некоторыми внешними признаками, такими, как цвет кожи, глаз и волос, форма волос, черты лица. Формированию расовых признаков способствовало то, что расселение человека по Земле 100—10 тыс. лет назад проходило немногочисленными группами, составлявшими небольшую часть исходной популяции. Это приводило к тому, что вновь образовавшиеся изолированные популяции отличались друг от друга концентрациями тех или иных генов. Так как народонаселение Земли в течение этого периода было очень невелико (не более 3 млн человек 15 тыс. лет назад), вновь образовавшиеся популяции в разных частях света развивались изолированно друг от друга. В разных климатических условиях под действием естественного отбора на основе отличающихся генофондов сформировались характерные внешние черты человеческих рас. Однако это не привело к образованию разных видов, и представителей всех рас относят к одному биологическому виду — человек разумный. По способности к познанию, к трудовой деятельности, творческим способностям все расы одинаковы. В настоящее время расовые признаки не являются приспособительными. Увеличение народонаселения, резкое снижение уровня изоляции популяций, постепенное исчезновение расовых, этнических и религиозных предрассудков приводят к размыванию межрасовых различий. По-видимому, в будущем эти различия должны исчезнуть.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Задание 1.

Рудиментарными органами человека являются:

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

Варианты ответов:

1) аппендикс – отросток слепой кишки

2) ушные раковины

3) копчиковые позвонки – остатки скелета хвоста

4) верхнее и нижнее веко

5) остатки волосяного покрова по всему телу

6) многососковость

Правильный вариант:

1) аппендикс – отросток слепой кишки

3) копчиковые позвонки – остатки скелета хвоста

5) остатки волосяного покрова по всему телу

Задание 2.

Правильно распределите этапы эволюции человека, названия, особенности строения

Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные):

Заполните таблицу, распределив в таблицу: Этапы эволюции человека, названия, особенности строения

Этапы эволюции человека, названия

Особенности строения

Австралопитек

Синантроп

Представители палеоантропов – это неандертальцы, существовали 150-35 тыс. лет назад.

Время жизни неандертальцев совпало с периодом очередного наступления ледников.

неандерталец

.

Кроманьонец

³ Кроманьонцы характеризовались достаточно высоким ростом (около 180 см), черепом с большой черепной коробкой (объемом около 1800 см3), наличием выраженного подбородка, прямого лба и отсутствием надбровных валиков.

Варианты ответов:

1.Рост 120-150 см, масса 20-50 кг,

объем мозга 450-650 см³

2.Представители палеоантропов – это неандертальцы, существовали 150-35 тыс. лет назад.

Время жизни неандертальцев совпало с периодом очередного наступления ледников

Правильные ответы:

Этапы эволюции человека, названия

Особенности строения

Синантроп

Объём мозга 850—1220 см³; Рост — 155-160 см. Собирательство и охота, строили жилища, поддерживали огонь, имели зачатки членораздельной речи.

Неандерталец

Представители палеоантропов – это неандертальцы, существовали 150-35 тыс. лет назад.

Время жизни неандертальцев совпало с периодом очередного наступления ледников.

Кроманьонец

³ Кроманьонцы характеризовались достаточно высоким ростом (около 180 см), черепом с большой черепной коробкой (объемом около 1800 см3), наличием выраженного подбородка, прямого лба и отсутствием надбровных валиков.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6