Литература. 11 класс

Урок 52. Основные тенденции современной русской литературы

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 52

Основные тенденции современной русской литературы.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Основные тенденции современной литературы;

2. Особенности литературных направлений.

Тезаурус

Биографический жанр – форма литературно-художественного или научно-документального жизнеописания истории конкретной личности и её индивидуальной судьбы.

Жанр – это тип литературного произведения, который имеет строгие рамки (сюжет, основной конфликт и способ его решения, характеристики героя и т. п.) 

Неореализм – течение в литературе второй половины ХХ века: так называемая «традиционная проза», ориентированная на традиции классики и обращенная к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности.

Постмодернизм – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и XXI века. 

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. 355 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Белокурова С. П., Друговейко С. В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: СПб.: Паритет. http://school-of-inspiration.ru/zhanry-sovremennoj-literatury-chast-2 (дата обращения: 20.08.2018).

Материал для самостоятельного изучения:

Современная российская литература развивается стремительно и ярко. В ней наблюдается разнообразие эстетических концепций, жанров и художественных подходов.

Смены идеологических и нравственных взглядов в России произошли в период с 1980-го по 90-е годы. Это время падения СССР. Смена политического режима оказала значительное влияние на общество, и, как следствие отразилась на культурных процессах.

Точкой отсчёта понятия «современная литература» является 1985 год. Это редкое явление, когда дату можно назвать так точно. Не трудно догадаться, что это связано с новым политическим курсом, который в 85-ом году взял СССР. Как же менялась литература в новое время?

Реалистическое неоклассическое направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжило традиции русской литературы. Особенности этого периода: психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем, диалог автора с читателем.

Важным моментом для развития российской литературы становится полное упразднение цензуры. Вновь открыто в полном объёме творчество Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Максимилиана Волошина, и многих других крупнейших представителей культуры русского модернизма.

Нельзя не согласиться с обобщающим суждением литературоведа Александра Немзера: «Литературная политика перестройки имела ярко выраженный компенсаторный характер. Надо было навёрстывать упущенное – догонять, возвращать, ликвидировать лакуны, встраиваться в мировой контекст».

Неокритический реализм, зародившийся в постперестроечные годы, анализирует влияние на личность новой социальной среды. В произведениях авторов этого периода, таких как Сергей Каледин, Олег Павлов, Роман Сенчин, возникают новые для литературы темы, такие как информационные технологии и реклама. Литератор Чупрынин говорит о постперестроечном периоде: «В споре физиков и лириков победили бухгалтеры. Может быть, как уверяют пессимисты, Виктор Ерофеев хоть и поторопился, но был, увы, прав, когда десятилетие назад объявлял поминки по русской литературе, и нам действительно пора прощаться если не с литературой, то с собственным, традиционным представлением о ней».

Неореализм или неосентиментализм в русской литературе ХXI века рассматривается как литературное направление, включающее в себя неоромантическую и немодернистскую стилевые тенденции. В её основе лежат традиции сентиментализма XVIII века. На страницах произведений мы видим осознание ценности простых человеческих чувств. В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, большинство произведений женской прозы.

Одной из примет нашего времени становится размытость границ между массовой и интеллектуальной литературой. Самое яркое явление в этой области – детективные серии Бориса Акунина. Совокупный тираж книг об Эрасте Фандорине к концу 2000 года достигает миллиона экземпляров.

Появляется литература барокко или необарокко. Раньше подобное в литературе было табуировано, теперь же читатель может видеть жестокую правду об обществе, призванную обнажить ложь, фальшь, приукрашивание действительности, лицемерие и демагогию, распространённые и в жизни, и в литературе социалистического реализма. Среди представителей этого течения, так называемой «другой прозы» можно назвать Владимира Сорокина. Автор в своих произведениях изучает проявление низменного в человеческой жизни, препарирует те аспекты бытия, которые ещё недавно были недопустимы в литературе.

Произведения «другой прозы» становятся острополемичными по отношению к советской действительности и способам её изображения. Мир в этой прозе изображается абсурдным и нелогичным; в нём нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели.

Важный маркер этого периода – абсолютная свобода: писатель творит в бесцензурном пространстве. Писатели-постмодернисты ведут в своих произведениях диалог с хаосом, представляя его как реальную модель жизни, где утопией является гармония мира. Ключевое понятие постмодернизма «мир как текст» можно пояснить следующим образом: мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира, следовательно, он (мир) состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом. Если нет смысла, наступает бессмыслица. «Дискурс» – основной термин постмодернизма.

Роман «Кысь» Татьяны Толстой о мутирующей после ядерного взрыва России. На страницах произведения автор создаёт абсолютно деградировавшую страну: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов.

В заключение необходимо отметить, что проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Фантастика (научная фантастика, фэнтези):

Жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений.

Захватывающая дух история, в основе которой – головокружительные приключения главных героев.

Жанр, основанный на разгадке тайны, убийства, похищения или кражи, с подробным описанием расследования.

Правильный ответ: жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений.

Единичный выбор.

Кто не является представителем «другой прозы» (постмодернизма)?

Т. Толстая

Д. Донцова

В. Пьецух

С. Каледин

Правильный ответ: Д. Донцова.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6