Цели: 1) освоить орфографическое правило правописания НЕ с именами существительными и алгоритм его использования; 2) формировать орфографическую зоркость; 3) акцентировать внимание на необходимости соблюдения орфографических норм.

 

Тип урока: личностно-ориентированный (изучение нового материала).

 

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

 

Ход урока

Правило 

Слитное или раздельное написание НЕ с существительными.

Пишется слитно

Пишется раздельно

1. Если слово не употребляется без НЕ:
небылица, ненастье, невежда

2. Если НЕ придает слову противоположный смысл. Такое слово можно заменить синонимом без НЕ: неприятель – враг, неправда – ложь

Если Не является отрицательной частицей (отрицание часто усиливается противопоставлением с союзом а:
Не друг, а враг.
Не правда, а ложь.
Он мне не друг.

Задание

Докажите, что следующие существительные без НЕ не употребляются
Небрежность, невежа, невеличка, неверие, невзгода, невольник, негодник, недовес, недоделка, недоросль, недотепа, неистовство, нелепица, ненастье, неряха, неурядица, нехватка, небылицы, неразбериха

Задание

К следующим существительным подберите синонимы без НЕ

Неправда, неприятель, недруг, нездоровье, невежливость,  непогода,
 невнимательность, несчастье, недоверие, неволя, независимость, недостаток, немощь

Проверим

Неправда (ложь), неприятель (враг), недруг (враг), нездоровье (болезнь), невежливость (грубость),  непогода (плохая погода, ненастье), невнимательность (рассеянность), несчастье (беда), недоверие (подозрительность), неволя (плен, рабство),независимость (самостоятельность), недостаток (изъян, несовершенство),  немощь (слабость);
Задание

Определите, в каких случаях НЕ пишется слито, в каких – раздельно.

(Не) ветер бушует над бором,
(Не) с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)

(Не) ездок, а со шпорами, (не) сторож, а всех будит (петух)
(Не) индюшка, а надувается,
И (не) птица, а заливается.
(Гармошка)
(Не) поседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ... Cорока

Разгулялась (не) погода –
Пыль до неба подняла, и вода из небосвода,
Как из крана потекла.
(Наталья Хрущева)

Целый вечер я рисую.
(Не) кота.
(Не) в сапогах.
(Не) принцессу никакую…
Я рисую жуткий страх!
(Игорь Шевчук)

(Не) вежество менее далеко от истины, чем предрассудок.
(Не) счастья бояться – счастья не видать.
Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью. (Пословицы)

Проверим

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит (петух)
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...Cорока. (Загадки)
Разгулялась непогода –
Пыль до неба подняла, и вода из небосвода,
Как из крана потекла.
(Наталья Хрущева)

Целый вечер я рисую.
Не кота.
Не в сапогах.
Не принцессу никакую…
Я рисую жуткий страх!
(Игорь Шевчук)

Невежество менее далеко от истины, чем предрассудок.
Несчастья бояться – счастья не видать.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Пословицы)

2. Дополнительная информация

Рекомендуемые упражнения:

К следующим существительным подберите синонимы без НЕ

Неправда, неприятель, недруг, нездоровье, невежливость,  непогода,
 невнимательность, несчастье, недоверие, неволя, независимость, недостаток, немощь

Проверим
Неправда (ложь), неприятель (враг), недруг (враг), нездоровье (болезнь), невежливость (грубость),  непогода (плохая погода, ненастье), невнимательность (рассеянность), несчастье (беда), недоверие (подозрительность), неволя (плен, рабство),независимость (самостоятельность), недостаток (изъян, несовершенство),  немощь (слабость);

Рекомендуемые проверочные задания:

  1. Определите, в каких случаях НЕ пишется слито, в каких – раздельно.

(Не) ветер бушует над бором,
(Не) с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)

(Не) ездок, а со шпорами, (не) сторож, а всех будит (петух)
(Не) индюшка, а надувается,
И (не) птица, а заливается.
(Гармошка)
(Не) поседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ... Cорока

Разгулялась (не) погода –
Пыль до неба подняла, и вода из небосвода,
Как из крана потекла.
(Наталья Хрущева)

Целый вечер я рисую.
(Не) кота.
(Не) в сапогах.
(Не) принцессу никакую…
Я рисую жуткий страх!
(Игорь Шевчук)

(Не) вежество менее далеко от истины, чем предрассудок.
(Не) счастья бояться – счастья не видать.
Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью. (Пословицы)

Проверим

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит (петух)
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...Cорока. (Загадки)
Разгулялась непогода –
Пыль до неба подняла, и вода из небосвода,
Как из крана потекла.
(Наталья Хрущева)

Целый вечер я рисую.
Не кота.
Не в сапогах.
Не принцессу никакую…
Я рисую жуткий страх!
(Игорь Шевчук)

Невежество менее далеко от истины, чем предрассудок.
Несчастья бояться – счастья не видать.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Пословицы)