Изобразительное искусство. 4 класс

Урок 3. Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция

Конспект урока

Конспект урока

«Изобразительное искусство»

«4» класс

Урок № 3 «Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция»

Урок посвящён элементарным приёмам композиции на плоскости и в пространстве. На уроке будут рассмотрены понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции; пропорции и перспектива; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.

Цель: сформировать представление о традиционном образе птицы в народном творчестве.

Задачи:

развивать навыки кистевой росписи;

формировать уважительное отношение к личности народного мастера — носителя национальной культуры.

На уроке мы узнаем о традиционном образе птицы в народном творчестве.

Научимся повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами».

Сможем нарисовать городецкую птицу.

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 4 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.

Интернет-ресурсы:

• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Культура. РФ - портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Тезаурус основных понятий:

Промысел – это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение.

Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания предметов, которые можно использовать не только по и их прямому назначению, но и в качестве украшения.

Колорит – важнейший компонент художественного образа, одно из средств художественной выразительности в живописи, цветовой графике, во многих произведениях искусства. Главное достоинство колорита – богатство и согласованность цветов.

Городе́цкие пря́лочные до́нца - промысел, возникший в середине 18 века в окрестностях села Городец (см. ГОРОДЕЦ) Нижегородской губернии по производству уникальных прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом.

Теоретический материал:

Городецкая роспись выполняется в три этапа. 
Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.

Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли.

Как же нарисовать городецкого фазан?

Для начала возьмите альбомный лист.

Затем разделим лист пополам простым карандашом слабым нажимом по вертикали и горизонтали.

Отмечаем размер нашего фазана. Он должен быть среднего размера. С левой стороны от центра будет туловище фазана, а с правой хвост.

Сначала рисуется общий контур – подмалевок.

Пишем переднюю часть силуэта птицы - ее клюв, изгиб шейки, выпуклую грудку.

Далее начинаем с клюва, прорисовываем голову и опускаемся вниз к туловищу.

Теперь нарисуем самую яркую часть нашего фазана это-хвост. Рисуем ее в виде скобки, поднимаясь вверх, далее волнистая линия, как крыло бабочки.

Крылышко рисуют в виде каплевидного листика

Отмечаем расположение гирлянды.

А теперь начинаем работать с гуашью.

Для этого нужно держать кисть в пальцах перпендикулярно листу бумаги, начинаем с левой стороны наводить одним движением кисти, насыщенной черной краской, пишем переднюю часть силуэта птицы - ее клюв, изгиб шейки, выпуклую грудку, начиная с тонкой линии клюва и постепенно утолщая мазок при написании шейки и грудки птицы.

Следующий мазок, также утолщающийся к низу, как бы обегает крыло.

В результате мы видим уже целостное тело птицы и можем приступать к написанию самого богатого ее украшения - хвоста.

Его первое перо - это свободный плавный мазок от крылышка до уровня головки птицы. Затем от этого первого пера делают длинный волнообразный мазок, заканчивающийся несколько ниже тельца птицы. Для завершения хвоста-веера надо соединить конец волнообразной линии с нижним краем крылышка.

Продолжая работу, надо выполнить теневку цветом контура тельца птицы и ее хвоста.

Синий хвост-веер разузоривается темными (краплачными) перьями. Они веерообразно расходятся от крылышка и даже выступают за края окрашенного силуэта хвоста птицы. Пишутся перья длинными плавными движениями кисти с небольшим нажимом и изгибом, начиная с верхнего перышка и кончая нижним. При этом перышки располагаются на таком расстоянии друг от друга, чтобы можно был впоследствии поработать и белилами.

А теперь выполняем разживку и на нашу гирлянду.

Белилами делаются оживка: пишут глазок птицы, мелкие перышки на грудке, изящной спиральной и штриховкой украшают крылышко. Затем разделка белилами яркого хвоста птицы - между перьями появятся широкие мягкие перья белого цвета.

После оживки наша птица оживает.

Задание №1:

Разгадайте ребус

Правильный ответ: птица.

Задание №2:

Вставьте пропущенные слова

Третий этап городецкой росписи - ___________. Когда к орнаменту добавляются как бы блики и мелкие детали чаще белого цвета, как бы оживляя рисунок.

Правильный ответ:

Третий этап городецкой росписи - размалёвка. Когда к орнаменту добавляются как бы блики и мелкие детали чаще белого цвета, как бы оживляя рисунок.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6