Окружающий мир. 4 класс

Урок 16. Итоговый урок по разделу «Родной край – часть большой страны»

Конспект урока

Окружающий мир. 4 класс

Урок 16. Итоговый урок по разделу
«Родной край – часть большой страны»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Что узнали о природе, чему научились?

2.Что узнали об административном составе России, чему научились?

3. Что узнали о родном крае, городе, селе?

Глоссарий по теме:

Политико-административная карта России; природные зоны; природные сообщества; растениеводство; животноводство; заповедник; экология

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обязательная литература:

  1. Окружающий мир. Учебник, 4 кл. в 2 ч. / Плешаков А. А. — М.: Просвещение, 2017. Ч. 1. – С. 138 - 204

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учебное пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Плешаков. А. А. — М.: Просвещение, 2017. – Ч.1. – С. 65 - 91.
  2. Окружающий мир: 4 класс: контрольно-измерительные материалы / Е. М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 96 с. – С. 32 - 44.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как называется государство, в котором мы живём? Объясните значение слова «федерация»? Назовите столицу нашей страны. В какой области она расположена?

Российская федерация – это объединение 22 республик, 9 краёв, 46 областей, 4 автономных округов и 1 автономной области. Ещё их называют субъектами Российской Федерации.

Самым северным субъектом РФ является Архангельская область. Самым южным – Республика Дагестан. Западный край страны расположен в Калининградской области. А самая восточная точка России находится на территории Чукотского автономного округа.

Москва – столица России, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области. Является самым крупным городом нашей страны. Его красота и величие привлекает миллионы туристов со всего мира.

Как называется регион, в котором живёте вы? С какими субъектами он граничит? Где находится? Какой город является вашей административной столицей? Чем он знаменит? Как много интересного можно рассказать о родном крае!

Мы продолжаем наше путешествие. Обратите внимание на физическую карту России. Можете ли вы описать земную поверхность? Что нам помогает «увидеть» рельеф Земли. Правильно! Цвета и оттенки цветов на карте.

Каким цветом окрашен ваш край? Что это значит? Как люди используют особенности земной поверхности вашего региона?

Зелёный цвет – это низменности и равнины. Чем темнее цвет, тем ниже расположена поверхность по отношению к уровню моря. Если поверхность выше, то она окрашивается в светлые или тёмные тона коричневого цвета. Это плоскогорья и сами горы.

На предыдущих уроках вы узнали, как появляются овраги, а ведь они занимают большие участки плодородной почвы. Постепенно овраги зарастают растениями, становятся более ровными и превращаются в балки. Видели ли вы овраг во время экскурсии? Вспомните, как можно остановить образование оврага? Что ещё мы можем предпринять для сохранения земной поверхности?

Ведь очень часто пытаясь создать для себя комфортные условия человек наносит ощутимый вред природе. Заброшенные карьеры, созданные человеком горы-терриконы, опустошённые недра, незаконные свалки мусора – всё это разрушительные для природы следы деятельности человека. Участвуя в сохранении поверхности своего края, мы сохраняем природу в целом.

Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она кажется сине-голубой. Это цвет воды, которая заполняет более 70% поверхности Земли. Вода – основа жизни на Земле, и мы должны следить за её чистотой. А какие водоёмы находятся рядом с вами? Попробуй описать реку по плану: название, исток, притоки, куда впадает, как изменяется в течении года, растения и животные реки, использование водных ресурсов человеком, охрана реки.

Наиболее крупные реки России: Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга, Дон.

Реки и озёра являются основными источниками пресной воды. В них не должны попадать химические удобрения с полей, мусор, бензин и различные масла машин, а также сточные отходы промышленных предприятий.

Вспомни, какие правила поведения на воде ты знаешь?

Вспомните, что такое полезные ископаемые? Россия одна из немногих стран мира в недрах которой залегают почти все виды полезных ископаемых. Ведётся добыча нефти, газа, угля, руд чёрных и цветных металлов, редких и драгоценных камней, в том числе и алмазов.

Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае? Составьте описание наиболее значимого ископаемого вашей местности. Укажите название, условное обозначение на карте, место и способы добычи, полезные свойства, применение в народном хозяйстве и профессии людей, занятых добычей данного полезного ископаемого.

Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы не бесконечны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Расходовать подземные богатства нужно экономно, ведь они играют огромную роль в развитии промышленности нашего государства.

Наша страна занимает большую территорию. Она охватывает несколько природных зон. В каждой природной зоне свой тип почвы. Вы уже знаете, что почва – это верхний плодородный слой земли. В природной зоне тундра – тундровые почвы.В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистые почвы. Этот тип почв самый распространённый на территории нашей страны. В лиственных лесах – серые лесные почвы. В зоне степей – почвы чернозёмные.

На лугах – луговые почвы. На болотах – болотные. Главное свойство почвы – это плодородие, то есть способность давать жизнь новым растениям.

В какой природной зоне вы живёте? Определите тип почвы своего края. Подумайте, как человек использует эти почвы?

Почву, как и всё, что даёт нам природа, нужно беречь и защищать. Чтобы образовался один сантиметр почвы нужно ждать 250-300 лет, а для того, чтобы получился слой в 20 сантиметров – 5-6 тысяч лет.

Наша страна богата густыми лесами, широкими лугами, чистыми озёрами и реками. Вспомните, какое понятие объединяет леса, луга, поля, сады, водоёмы. Всё это – природные сообщества. Существование тех или иных природных сообществ зависит от того в какой природной зоне они расположены. Составьте цепи питания характерные для леса, луга, пресного водоёма. В какой зоне проживаете вы? Составьте описание знакомого вам природного сообщества по плану.

Раньше на Земле были только дикорастущие растения. Заметив их вкус и пользу, человек стал выращивать и ухаживать за некоторыми из них. Так происходило окультуривание растений, зарождалось растениеводство. Человек научился выводить разнообразные сорта необходимых растений. Этот процесс продолжается и в наши дни. Развиваясь, растениеводство разделилось на несколько отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Выясни, какие растения выращивают в вашем районе? Что вы можете о них рассказать?

Почти одновременно с растениеводством расширялось и животноводство. Люди не просто одомашнивали животных, они выводили множество пород, с необходимыми свойствами. Животноводство делят на отрасли: разведение крупного и мелкого рогатого скота, коневодство, птицеводство, рыбоводство и пчеловодство. В каждом крае животноводство имеет свои особенности, которые напрямую зависят от погодных условий. Узнайте подробнее о работе животноводов в вашем регионе. Об этом можно узнать в местных газетах и журналах.

Заповедник – это участок земли, на котором сохраняется весь его природный комплекс в первозданном виде. Охота в заповедниках запрещена. Задача заповедника – зашита и охрана редких видов сортов растений и пород животных.

Вокруг самого глубокого на нашей планете озера Байкал – одного из крупнейших запасов пресной воды в мире – расположился удивительно красивый заповедник - Байкальский. Самый старый заповедник России – Баргузинский – основан в 1917 году на территории Бурятии. Большой Арктический – это крупнейший по территории заповедник Евразии и дом для белых медведей. Есть ли заповедники в вашем крае? Что вам известно об истории их возникновения? Для поиска нужных сведений обратитесь в библиотеку.

Вот мы и завершили изучение раздела «Родной край – часть большой страны». Предлагаем вам темы для проектной работы, на выбор.

Желаем успешной работы!

Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы многое вспомнили и повторили. Надеемся, что наше путешествие было увлекательным и полезным.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Заполните таблицу:

Озеро

Река

Географические названия: Иртыш, Байкал, Нева, Ладожское, Кама, Ильмень, Амур, Онежское, Енисей, Селигер

Ответ:

Озеро

Река

Байкал

Ладожское

Ильмень

Онежское

Селигер

Иртыш

Нева

Кама

Амур

Енисей

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса:

Нельзя _____ и _______ цветы, ______ и __________ насекомых, _________ сухие травы, _________ мусор.

Слова: ловить; уничтожать; оставлять, рвать; топтать; поджигать;

Ответ:

Нельзя рвать и топтать цветы, ловить и уничтожать насекомых, поджигать сухие травы, оставлять мусор.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6