Цели: 1) расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имени существительного; 2) выяснить синтаксическую роль имени существительного в тексте, познакомить с экспрессивной функцией имени существительного; 3) повторить постоянные признаки имени существительного.

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН.

 

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

 

Ход урока

Чтение фрагмента романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

Возок несется через ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы.

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины, моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

 

 

В чем особенность этих поэтических строчек? Здесь преобладают имена существительные

Имя существительное – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая окружающий мир, называли предметы и явления, и эти названия закреплялись в языке. Имя существительное – самая частотная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – существительное.

Итак, имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет (глобус, кольцо, компьютер), живые существа и растения (девушка, собака, воробей, хризантема), явления природы (дождь, радуга), общественные явления (собрание, выборы) и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Любопытно, что иногда имена существительные могут обозначать даже свойства, качества, действия и состояние. Например, белизна, стойкость, мудрость (качества, свойства), открытие, прыжок (действие), усталость, грусть, переживание (состояние). Но все эти слова отвечают на вопрос ЧТО? и потому являются существительными, 

Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду, изменяются по падежам и числам.

            Но об этом речь впереди. А сегодня мы поговорим  постоянных признаках существительного.

Существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? А неодушевленные – на вопрос – ЧТО?

 

Задание

Прочитайте стихотворение С. Маршака «О мальчиках и девочках» и выпишите в два столбика существительные одушевленные и неодушевленные.

 

О мальчиках и девочках

 

Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек
И зелёных лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных
И сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки!
Из чего только сделаны парни?
Из чего только сделаны парни?
Из насмешек, угроз,
Крокодиловых слез.
Вот из этого сделаны парни!
Из чего только сделаны барышни?
Из чего только сделаны барышни?
Из булавок, иголок,
Из тесёмок, наколок.
Вот из этого сделаны барышни!

 

Проверим

 

Одушевленные существительные

Неодушевленные существительные

мальчики

из ракушек

из улиток

из конфет

из лягушек

из пирожных

девочки

из сластей

парни

из насмешек

барышни

из угроз

 

из слез

 

из булавок

 

из иголок

 

из тесёмок

 

из наколок

 

Задание

Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Скворец» и выпишите в два столбика существительные одушевленные и неодушевленные.

 

Скворец

Живёт у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Ещё в полях туманы,
Ещё роса блестит,
А он, проснувшись рано
Уже вовсю свистит.
Свистит не славы ради,
Не ради всяких благ,
А просто в небо глядя,
От сердца! Просто так!
Выводит он рулады
По нескольку минут...
Не требуя награды
За свой талант и труд.

 

Проверим

 

одушевленные

неодушевленные

Скворец

 

под крышей

артист

день

 

свист.

 


в полях

 

туманы

 

В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор, заводов, книг, людей, животных, птиц. Все они различны, но тем не менее каждый город, в какой бы стране он ни находился,  мы можем назвать городом. Город, книга, улица – это существительные нарицательные, потому что они называют однородные предметы. А вот чтобы отличить один предмет от другого, например, один город от всех остальных, ему дается название. Существительные собственные и являются названиями единичных предметов.

К существительным собственным принадлежат имена, фамилии, отчества людей, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.

 

Задание

 

В стихотворении Олега Сердобольского  «Задумал слово я такое» подчеркните имена собственные:

 

Задумал слово я такое,

Большое, белое, морское,

Оно громаднее кита

И может плавать хоть куда.

 

Плывите, если захотите,

На этом слове на Таити,

И в Сингапур, и в Амстердам,

И к африканским берегам.

 

На этом слове я в тумане

В индийском плавал океане,

А в шторм на этом слове плыл

В плаще я около Курил.

 

И если слово вам приятно,

Я вам дарю его бесплатно.

А если я стараюсь зря,

Тогда бросайте якоря.

 

Проверим

 

Детский дом

Весною в нынешнем году
В зоологическом саду
Олень и лев, барсук и рысь
И медвежата родились.
Для них устроен детский дом
С зеленым лугом и прудом.
Они играют и лежат.
Козел бодает медвежат.
А лев и волк несутся вскачь
И разноцветный гонят мяч.
Промчатся быстро год и два,
И станет волк бояться льва,
И жить на свете будут врозь
Барсук и лев, медведь и лось.

 

...Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок...
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой -
Все сама,
Само собой!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места -
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй...

 

Проверим

 

Борис Заходер «География всмятку»

Батюшки!
Глобус
Попал под автобус!
Смялся в лепешку
Новехонький глобус!
Многое
Наша Земля повидала,
Но не видала
Такого скандала!
Неузнаваема
Стала планета.
Все перепуталось:
Части света,
Материки,
Острова,
Океаны,
Все параллели и меридианы
Компасы, бедные,
Бьются в истерике:
Северный полюс -
В Южной Америке!
Южный распался,
Как менее прочный,
На два: на Западный
И на Восточный.
Африка сделала
Сальто-мортале,
Дыбом
Обе Америки встали.
И в довершение
Безобразия
Влезла в Австралию
Малая Азия!
Слышите? Слышите
Шип ядовитый?
Это кипит
Океан Ледовитый -
Он заливает
Пустыню Сахару
И превращается
В облако пара!
От высочайшей горы -
Эвереста -
Ныне осталось
Мокрое место.
А знаменитое
Озеро Эри
Спряталось
В очень глубокой пещере.
Белое море
Слегка обмелело,
Черное море
Совсем побелело,
И неизвестно
Даже ученым -
Белым его называть
Или Черным!
Вместо могучей
Реки Ориноко
Пик Ориноко
Стоит одиноко
И, очевидно,
Сильно страдает,
Так как уже никуда
Не впадает!
В небе парят
Перелетные птицы,
Не понимая,
Куда опуститься, -
К Южному тропику
Птицы летели,
А прилетели
В царство метели.
Возле экватора
Плавают льдины,
Бродят пингвины
В степях Украины,
И по шоссейным дорогам
Европы
Бегают тигры,
Слоны,
Антилопы!
Белый медведь
Носится по лесу:
Ищет дорогу
На родину,
К полюсу.
А из-под елки
Глядит, обомлев,
Мишку
Впервые увидевший
Лев!
Где-то в Антарктике
Громко ревет
Синий от холода
Бегемот:
- Эй!
Не пора ли вернуться к порядку?!
Нам ни к чему география
Всмятку!

 

Проверим

 

Имена собственные  пишутся с заглавной буквы, а названия книг, спектаклей, кинофильмов, и т.д. пишутся еще и в кавычках.

 

Задание

 

Впишите в тех случаях, где это необходимо, кавычки.

 

Книга Астрид Линдгрен Рони, дочь разбойника; рассказ Чехова Каштанка; журнал Бобер, пьеса Мориса Метерлинка Синяя птица; магазин Пятерочка, кинотеатр аврора, ледокол Красин, писатель Даниил Хармс; улица Стойкости; повесть-сказка Джона Рональда Руэла Толкина Хоббит; сборник Виктора Драгунского Денискины рассказы; герой Эдуарда Успенского Чебурашка.

 

Проверим

Книга Астрид Линдгрен «Рони, дочь разбойника»; рассказ Чехова «Каштанка»; журнал «Бобер», пьеса Мориса Метерлинка «Синяя птица»; магазин «Пятерочка», кинотеатр «Аврора», ледокол «Красин», писатель Даниил Хармс; улица Стойкости; повесть-сказка Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит»; сборник Виктора Драгунского «Денискины рассказы»; герой Эдуарда Успенского Чебурашка.

2.      Дополнительная информация

 

Рекомендуемые упражнения:

 

1.      Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Скворец» и выпишите в два столбика существительные одушевленные и неодушевленные.

 

Скворец

Живёт у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Ещё в полях туманы,
Ещё роса блестит,
А он, проснувшись рано
Уже вовсю свистит.
Свистит не славы ради,
Не ради всяких благ,
А просто в небо глядя,
От сердца! Просто так!
Выводит он рулады
По нескольку минут...
Не требуя награды
За свой талант и труд.

     Проверим

 

одушевленные

неодушевленные

Скворец

 

под крышей

артист

день

 

свист.

 


в полях

 

туманы

 

Рекомендуемые проверочные задания:

 

1.      Впишите в тех случаях, где это необходимо, кавычки.

 

Книга Астрид Линдгрен Рони, дочь разбойника; рассказ Чехова Каштанка; журнал Бобер, пьеса Мориса Метерлинка Синяя птица; магазин Пятерочка, кинотеатр аврора, ледокол Красин, писатель Даниил Хармс; улица Стойкости; повесть-сказка Джона Рональда Руэла Толкина Хоббит; сборник Виктора Драгунского Денискины рассказы; герой Эдуарда Успенского Чебурашка.

 

Проверим

 

Книга Астрид Линдгрен «Рони, дочь разбойника»; рассказ Чехова «Каштанка»; журнал «Бобер», пьеса Мориса Метерлинка «Синяя птица»; магазин «Пятерочка», кинотеатр «Аврора», ледокол «Красин», писатель Даниил Хармс; улица Стойкости; повесть-сказка Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит»; сборник Виктора Драгунского «Денискины рассказы»; герой Эдуарда Успенского Чебурашка.