1.  Цели: 1) совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм при употреблении имён существительных в И.п. и Р.п. множественного числа; 2) формирование умения правильно образовывать падежные формы имен существительных, умения уместного употребления слов в зависимости от речевой ситуации.

Тип урока: личностно-ориентированный (изучение нового материала).

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

Ход урока

  1. Окончания –а, -я / -ы, -и в именительном падеже множественного числа.

 

Большинство существительных мы, не задумываясь, можем поставить в форму именительного падежа множественного числа: машина – машины дерево - деревья, фонарь – фонари, студент – студенты. Однако есть слова, которые вызывают затруднения. Например наряду со словом договоры нередко можно услышать договора, а существительное инженера соседствует со словом инженеры. Так как же правильно произносить эти слова? Правильно говорить договоры и инженеры. Никакого специального правила, позволяющего выбрать нужное окончании существительного, к сожалению, нет. Потому нормативное употребление таких слов нужно просто запоминать, а в случае затруднения обращаться к справочнику.

 

Поможет запомнить правильные формы такая таблица

 

Существительные с окончанием – а, - я в именительном падеже множественного числа

Существительные с окончанием – ы, - и в именительном падеже множественного числа

Адреса, берега, века, города, директора, доктора, желоба, жернова, инспектора, катера, корма, номера, округа, острова, отпуска, паспорта, повара, профессора, сорта, стога, фельдшера, штемпеля, якоря.

Авторы, аптекари, бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, лидеры, конструкторы, ораторы, офицеры, приговоры, ревизоры, снайперы, стажеры, торты, шоферы, банты.

 

Давайте потренируемся.

Выберите правильное окончание существительных именительного падежа множественного числа.

Ответственные бухгалтер__; директор__ предприятий; доктор__ разных профилей; заключить договор__; паспорт__ нового образца; редактор__ журналов; штемпел__ на письмах; шоколадные торт__; профессиональные повар__; опытные шофер__; профессор__ университета; проверяющие инспектор__; стог__ сена; отпуск__ сотрудников; выступающие лектор__.

Кроме того, в русском языке сесть слова, различия между которыми выявляется только в именительном падеже, хотя они различны по значению. Сравните, например:

Лагеря (пионерские, туристические) и лагери (общественно-политические группировки);

Пропуска (документы) и пропуски (что-то пропущенное)

Провода (электрические) и проводы (кого-либо)

Цвета (краски) и цветы (растения) и т.д.


Задание

Выберите из скобок подходящее по смыслу существительное

До конца месяца необходимо оплатить все… . Вычислительные машины давно заменили …. . (счеты, счета). Из-за неаккуратного обращения с книгой помялись… .  Из-за жары …  на деревьях пожелтели и пожухли. (листы, листья). Положение трудное – придется потуже затянуть… . На уроке мы изучали географические… .  (поясы, пояса). … школы помешали ему успешно завершить учебный год. В объявлении сказано, что … в клуб будут заменены до конца недели (пропуска, пропуски). Во время строительства повреждены …. многих деревьев. Для придания вкуса и аромата блюду следует добавить … (корни, коренья). За прошедшие годы … на картине померкли. Стоящие в вазе … были неприхотливы (цветы, цвета).

 

2.      2. Окончания существительных множественного числа родительного падежа.

Порой мы не всегда уверены в том, какое окончание у существительного в родительном падеже – нулевое или нет? Действительно, как правильно сказать: сапог или сапогов, чулок или чулков?

Конечно, запомнить правильное употребление таких слов нам помогают забавные стихотворения:

 

В детской сказке колобок

По траве катиться мог

Без ботинок, без сапог,

Без носков и без чулок.

(Б. Успенский)

 

Или:

Уважают человека

У туркмен, татар, узбеков,

У таджиков и армян,

У монголов и цыган,

У якутов и тунгусов,

У башкир и белорусов,

У киргизов, у грузин,

у бурят и осетин.

(Б. Успенский)

 

Шесть гектаров апельсинов,

Яблок, груш и мандаринов,

Баклажанов грядок пять,

Помидоров не собрать!

(Б. Успенский)

 

Задание

 

Продолжите по образцу:

 

Вольты – вольт, амперы, микроны, аршины;

Метры – метров, километры, граммы, килограммы, гектары;

Лимоны – лимонов, апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты;

Число – чисел, кресла, бревна, полотна, волокна, ребра, ядра,

Брызги – брызг, брюки, бусы, каникулы, макароны;

Вафля – вафель, туфли, оглобли;

 

Проверим

Вольты – вольт, ампер, микрон, аршин;

Метры – метров, километров, граммов, килограммов, гектаров;

Лимоны – лимонов, апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов;

Число – чисел, кресел, бревен, полотен, волокон, ребер, ядер,

Брызги – брызг, брюк, бус, каникул, макарон;

Вафля – вафель, туфель, оглобель

 

         Раскройте скобки, поставив существительные в родительный падеж множественного числа.

Пять (килограмм) ____________________________________________________картофеля;

несколько спелых (помидор)___________________________________________________ ;

купить пакет (макароны)_______________________________________________________ ;

новая пара (туфли)____________________________________________________________ ;

пачка (вафли)________________________________________________________________ ;

засеять сотни (гектар)____________________________________________________земли;

мощность в шестьдесят (вольт)__________________________________________________ ;

сила тока в 100 (ампер)________________________________________________________ ;

делегация (грузин и турок)_____________________________________________________ ;

штопка (чулки и носки)________________________________________________________ ;

двести (граммы)  __________________________________________черешни;

 нашествие (монголо-татары)___________________________________________________ ;

ящик спелых (апельсины)______________________________________________________ ;

спортивная команда (румыны)__________________________________________________ ;

выступление ансамбля (цыгане)________________________________________________ .

 

         Укажите пример с грамматической ошибкой:

 

1) пара чистых полотенцев;

2) дом из бревен;

3) килограмм мандаринов;

4) лучшие сорта пшеницы.

 

         Укажите пример с грамматической ошибкой:

 

1) проставить штемпеля на конвертах;

2) дети из ясель;

3) фольклор киргизов;

4) ходить без носков.

 

3.      3. Употребление слов-паронимов

 

            В русском языке есть слова, очень близкие по звучанию и написанию, но отличающиеся оттенками значений. Такие слова называются паронимами.

 

В кассы города поступили … в филармонию и консерваторию на будущий сезон. … временно недоступен (абонемент, абонент). Доктор попросил сделать глубокий … . Тяжелый … разочарования вырвался у маленького Миши, развернувшего подарок (вздох, вдох). Дежурный проверил до урока … мела и тряпки. При себе у него не было … - только кредитная карта (наличность, наличие). Этот … не прочитал ни одной книги. За свою грубость он прослыл среди подчиненных … (невежда, невежа). К следующему уроку нужно выучить … из поэмы. Повсюду валялись … газет и журналов (обрывок, отрывок). Неожиданный в полной тишине … часового заставил его немедленно остановиться. Новая книга известного писателя вызвала множество восторженных … (отклик, оклик). Выставка …. учеников младших классов вызвала неподдельный интерес. … денежных знаков сурово карается законом. Не следует наказывать ребенка за невинные шалости и … (проделка. поделка, подделка). Этот самоотверженный… потребовал от ребят мужества и самообладания. Никаких … за ним никто не замечал (поступок, проступок).

 

2.      Дополнительная информация

 

Рекомендуемые упражнения:

 

1.      1. Выберите из скобок подходящее по смыслу существительное

До конца месяца необходимо оплатить все… . Вычислительные машины давно заменили …. . (счеты, счета). Из-за неаккуратного обращения с книгой помялись… .  Из-за жары …  на деревьях пожелтели и пожухли. (листы, листья). Положение трудное – придется потуже затянуть… . На уроке мы изучали географические… .  (поясы, пояса). … школы помешали ему успешно завершить учебный год. В объявлении сказано, что … в клуб будут заменены до конца недели (пропуска, пропуски). Во время строительства повреждены …. многих деревьев. Для придания вкуса и аромата блюду следует добавить … (корни, коренья). За прошедшие годы … на картине померкли. Стоящие в вазе … были неприхотливы (цветы, цвета).

 

2.      2. Раскройте скобки, поставив существительные в родительный падеж множественного числа.

 

Пять (килограмм) ____________________________________________________картофеля;

несколько спелых (помидор)___________________________________________________ ;

купить пакет (макароны)_______________________________________________________ ;

новая пара (туфли)____________________________________________________________ ;

пачка (вафли)________________________________________________________________ ;

засеять сотни (гектар)____________________________________________________земли;

мощность в шестьдесят (вольт)__________________________________________________ ;

сила тока в 100 (ампер)________________________________________________________ ;

делегация (грузин и турок)_____________________________________________________ ;

штопка (чулки и носки)________________________________________________________ ;

двести (граммы)  __________________________________________черешни;

 нашествие (монголо-татары)___________________________________________________ ;

ящик спелых (апельсины)______________________________________________________ ;

спортивная команда (румыны)__________________________________________________ ;

выступление ансамбля (цыгане)________________________________________________ .

 

Рекомендуемые проверочные задания:

 

1.      Укажите пример с грамматической ошибкой:

 

1) проставить штемпеля на конвертах;

2) дети из ясель;

3) фольклор киргизов;

4) ходить без носков.