Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс

Урок 7. Обеспечение личной безопасносности при угрозе экстремистских и террористических актов

Конспект урока

Основы безопасности жизнедеятельности

10 класс

Урок № 7

Обеспечение личной безопасности при угрозе экстремистских и террористических актов

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Основные принципы противодействия и направления противодействия террористической деятельности.
  2. Значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения.
  3. Ответственность за участие в экстремистских и террористических акциях.
  4. Правила безопасного поведения при угрозе террористических актов.
  5. Содержание Стратегии национальной безопасности о противодействии терроризму в России.

Глоссарий по теме:

Противодействие терроризму — комплексная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций в пределах их компетенции, установленной национальным законодательством, с использованием мер правового, политического, социально-экономического, идеологического и иного характера, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, на осуществление уголовного правосудия в отношении террористов, на минимизацию последствий актов терроризма.

Пропаганда терроризма - распространение в письменной, устной и наглядно-демонстрационной форме идей, взглядов, теорий, концепций, оправдывающих терроризм и необходимость осуществления террористической деятельности, а также призывы к её осуществлению, а равно изготовление и хранение в этих целях соответствующих материалов.

Религиозный экстремизм - нетерпимость по отношению к лицам, исповедующим другие религии, сопровождаемая призывами к совершению или совершением антиобщественных, зачастую противоправных, в том числе насильственных, действий в отношении граждан.

Экстремист - лицо, придерживающееся крайних взглядов и методов достижения социально-политических, экономических и иных целей и допускающее возможность применения насилия.

Экстремистская акция - как правило, заранее спланированные и организованные действия лица или группы лиц, приверженных к крайним взглядам и методам деятельности, преимущественно насильственного характера, наносящие материальный, политический или моральный ущерб личности, обществу, государству.

Экстремистская группа - неформальная социальная группа лиц, придерживающихся крайних взглядов и мер в политической деятельности, во взаимоотношениях с другими социальными группами, политическими партиями и общественными объединениями, допускающих использование насильственных методов с применением или угрозой применения оружия, физической силы, химических и иных средств.

Экстремистская организация - устойчивая группа лиц, объединённых приверженностью к крайним взглядам и действиям, допускающих возможность применения насилия или угроз такового для достижения своих целей.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 98-125)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - http://www.mchs.gov.ru/
  2. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - https://мвд.рф

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Терроризм является угрозой не только для отдельных стран, но и для всего мира. Этот взгляд получил свое подтверждение в Декларации ООН по борьбе с терроризмом, принятой в 2003 году.

Терроризм таит для человека два вида угроз: 1. стать жертвой теракта; 2. быть вовлеченным в террористическую деятельность.

Для предотвращения этих угроз необходимо знать и соблюдать необходимые правила безопасности.

В жизни каждого человека, особенно старшеклассника, бывают моменты, когда многие жизненные ценности начинают терять былую яркость, и на смену им приходят другие. В такие моменты бывает тяжело определиться с тем, какую позицию занять во многих жизненных вопросах. Ведь есть много «за» и много «против» в каждом из вариантов дальнейшего пути. Как раз в этот момент человеку и помогают те жизненные ориентиры и ценности, которые прошли многолетнюю и даже многовековую проверку. Те ценности и взгляды, благодаря которым человек выжил в трудные для него времена. Ведь если бы они были неверны, или не имели бы силы, то мы бы вряд ли их знали бы и чтили. Это такие ценности как: любовь к Родине, любовь и уважение к людям, справедливость, честь, достоинство, милосердие.

Террористы и экстремисты часто и пытаются воздействовать на людей, находящихся в таком состоянии, потерявших чувство цели в жизни, или сомневающихся. И защитить себя от их психологического воздействия, не поддаться ложным мотивам, поможет твердая жизненная позиция, основанная на вере в то, что что бы в жизни не случилось, нельзя предавать общечеловеческие ценности, а также не нарушать закон.

Для защиты Российской Федерации от террористических угроз необходимо четкое планирование развития систем обеспечения национальной безопасности страны. Основным документом в этой области является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В Стратегии обозначены основные угрозы ближайшего будущего в вопросах терроризма и экстремизма, главными из которых являются: националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма.

Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности развивается система выявления и противодействия международному и национальному терроризму, политическому и религиозному экстремизму, национализму и этническому сепаратизму. 

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Вычеркните из списка действия, которые нельзя совершать, если вас взяли в заложники:

Варианты ответа:

А) выполнять команды спецназа

Б) кричать

В) брать в руки оружие для помощи команде спецназа

Г) не привлекать внимание захватчиков

Д) при штурме бежать к выходу

Е) не пытаться самостоятельно освободиться

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант: Б, В, Д

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

А, Г, Е

Задание 2

Номер

ТВ-5

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Соотнесите действия и предусмотренную ответственность.

Действие

Ответственность

Экстремистская деятельность.

Подготовка террористического акта.

Косвенное участие в террористической или экстремистской деятельности.

Варианты ответа:

  1. Лишение свободы до 6 лет.
  2. Штраф или принудительные работы.
  3. Лишение свободы до 15 лет.

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант:

Действие

Ответственность

Экстремистская деятельность.

1. Лишение свободы до 6 лет.

Подготовка террористического акта.

3. Лишение свободы до 15 лет.

Косвенное участие в террористической или экстремистской деятельности.

2. Штраф или принудительные работы.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные варианты являются не верными

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6