Музыка. 1 класс

Урок 7. Музыкальная картина народного праздника

Конспект урока

Музыка, 1 класс

Урок 7. «Музыкальная картина народного праздника»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная музыка, звучащая на народных праздниках.
  2. Музыкальная палитра русских народных праздников, связанных со сменой времён года.
  3. Жанровое многообразие русской обрядовой музыки.
  4. Накопление интонационного словаря русской народной музыки.

Глоссарий по теме:

Русские народные праздники основаны на обычаях и верованиях простого народа и связаны, прежде всего, со сменой времен года и значимыми этапами труда людей. В старину люди были очень зависимы от природы и поклонялись силам природы: солнышку, теплу, дождику, ветру и т.д. Особенно поклонялись земле-кормилице, называя ее земля-матушка. Труд людей был в основном сельскохозяйственным и тоже зависел от смены времен года и погодных условий, от благоволения сил природы. Поэтому Весну-красну после зимних морозов встречали радостно, весело, с хороводами, закличками, играми, забавами. Закончив сбор урожая, устраивали Осенины с угощением, плясками и разыгрыванием трудовых сценок. Не забывали наши предки и полюбоваться стройной березкой, провожая весну и празднуя приход лета.

Основой всех народных праздников являются обряды, главное место в которых занимает музыка. На праздниках звучит вокальная и инструментальная музыка разных жанров. Она выражает чувства и мысли людей, объединяет их в песнях и танцах.

В музыке народных праздников наблюдаются многочисленные повторения коротких мелодий и ритмов: ведь так музыка легко запоминается, подхватывается всеми участниками действа. Наряду с этим от куплета к куплету, от одного проведения мелодии до другого, русская народная музыка варьируется, изменяется, развивается.

Ключевые слова

Русские народные праздники, календарные праздники, русские народные песни, русские народные музыкальные инструменты.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Музыка. 1 класс. Электронная форма учебника.
  3. Музыка. Творческая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2014.
  4. Словарь юного музыканта / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005.
  5. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мульимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  6. Учимся понимать музыку. Серия «Школа развития личности Кирилла и Мефодия». Практическое мульимедиа-пособие. – М.: Нью Медиа Дженерейшн, 2007.

На уроке мы узнаем, какая музыка звучит на русских народных праздниках; научимся составлять программу концерта; сможем исполнять песни к народным праздникам.

Основное содержание урока

В каждый из русских народных праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным праздничным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Сейчас прозвучала масленичная песня, и я надеюсь, что каждый из вас почувствовал её праздничное настроение. А какие праздничные песни знаете вы? И как, по вашему представлению, должна выглядеть музыкальная картина народного праздника?

Вы посмотрели видеофрагмент. Как вы думаете, о чем будет сегодня наш урок? Тема нашего урока: Музыкальная картинка русского праздника. Русские люди умели работать, умели и отдыхать. Очень долго русский народ жил тремя календарями. Первый - природный, был связан со сменой времен года. Второй – языческий, дохристианский, также соотносился с природными явлениями. Третий – самый поздний календарь – христианский, православный. И с календарем, и с жизнью русского человека связаны обычаи, церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался Месяцеслов, в нем каждому дню соответствовали свои праздники и будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Справляли праздники всегда широко, ярко. Разбивали шатры, устраивали катания на лошадях, и стар и млад, рядились медведями, цыганами, докторами, баринами и ходили от дома к дому. Ряженые повсюду за собой «водили козу» это животное считалось символом плодородия и жизненной силы, и колядовали, водили хороводы, играли в игры. Особым развлечением было ярмарочное гулянье. Какие интонации у этого произведения? А как вы думаете, это русская народная песня или современная? Правильно, это современное произведение, но написано оно в жанре русской народной песни.

Календарно-обрядовые песни разделяют на зимние – колядки, весенние – веснянки, летние – песни на Ивана Купала и осенние - песни пахоты и сева, сбора урожая.

Зимние святки были шумным и веселым праздником. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора «кликали» Коляду - существо, похожее на человека, который должен был принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье. Послушайте колядки. Народные песни имеют простую мелодию и повторяющиеся слова, поэтому легко запоминаются и исполняются. Подпевайте!

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу праздновали в течение недели, шумно, разгульно, весело. Это были проводы зимы. На Масленицу устраивались пиры с непременными блинами, которых нужно было съесть как можно больше, катанье с ледяных гор, кулачные бои, катанье на тройках. Песен на Масленицу пелось множество.

Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть, «отпереть лето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крыши, а остальное печенье съедали.

Летние песни исполняли на Троицу и на праздник Ивана Купалы. Девушки украшали избы, ходили в лес завивать березку и плести венки: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней — до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки.

Какая мелодия этой песни? Как вы думаете, что могли делать девушки под эту песню? Эта песня одноголосная или в ней много голосов? Правильно, мелодия песни «Завивайся, березка» лиричная, под нее девушки водили хороводы и распевали на разные голоса, поочередно солируя.

Урожай, заклинать который начинали еще в святочные вечера, в июне уже зрел на полях. Цвели травы. Период между Ивановым (Иван Купала) и Петровым днем был временем последних летних праздников. В празднике на Ивана Купалу участвовала вся деревня. Зазывали на праздник особыми песнями. С песнями обходили поле, на меже жгли костры. Делали чучело и сжигали его на костре, через костер перепрыгивали. Купальские песни рассказывают и о ритуальных купаниях в реке.

Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы. Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.

Осенние песни связаны со сбором урожая. Обряды свершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен: зажиночные — в начале уборки урожая; собственно жнивные — во время полевых работ, в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле и дожиночные (обжиночные) — поются после окончания жатвы. Окончив жатву завивали бороду, завязывали последнюю горсть стеблей веночком и закапывали ее с хлебом и солью, чтобы сила земли не скудела. Потом торжественно шли домой, распевая песни.

Послушайте жнивную песню «Нива, моя нива, подай мою силу». Обратите внимание на характер ведения мелодии и распевы? Как вы думаете, почему они именно такие.

Вы правы, мелодия песни многоголосная, протяжная, с выкриками-прошениями. Эта песня о нелегком труде в поле, где женщины просят землю-матушку придать им сил.

Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна — способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Вы узнали о музыке календарных праздников и сможете составить свою программу концерта, и исполнить эти песни.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Послушайте музыку.

Из предложенных жанров русской музыки выберите тот, который, по вашему мнению, соответствует прозвучавшей музыке.

Варианты ответов:

А) Песня

Б) Наигрыш

В) Заклички

Звучит Русская народная музыка. «Полянка». Наигрыш.

Правильный вариант: вариант Б.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Музыкальную картину народного праздника могут представлять не только песни. На празднике могут также звучать яркие динамичные мелодии без слов.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6