Физическая культура. 10 класс

Урок 39. Лазание по канату способом в два приёма и без помощи ног-- техника выполнения

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео–урок по предмету

«Физическая культура» для «10» класса.

Урок № 39. Лазанье по канату способом в два приёма и без помощи ног – техника выполнения.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён лазанью по канату и его технике. В ходе урока школьники познакомятся с различными способами лазанья по канату и фазами их реализации.

Глоссарий

Вис — упражнение на гимнастических снарядах, заключающееся в поддержании тела на весу.

Высота — численно измеряемый отрезок перпендикуляра, опущенного из вершины в основание.

Канат — прочная, толстая веревка из переплетённых синтетических или растительных волокон.

Подтягивание — базовое физическое упражнение, развивающее группы мышц верхней части тела: широчайшие, бицепсы, грудные – верхнюю часть спины, мышцы брюшной стенки, предплечья.

Спуск — комплексное действие, направленное на снижение объекта.

Толчок — резкое ускорение при неравномерном поступательном движении.

Фиксация — процесс закрепления чего-либо (кого-либо) где-либо.

Основная литература:

  • Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL:  http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Лазанье по канату отлично укрепляет мышцы рук, спины и ног, развивает ловкость, силу и координацию движений, благодаря чему входит во многие нормативы для занимающихся. Как физическое упражнение лазанье по канату известно с глубокой древности. Впервые его описал древнеримский медик, хирург и философ греческого происхождения Клавдий Гален более двух тысяч лет назад. В античный период считалось, что при помощи лазанья по канату человек становится сильным и здоровым.

В Средневековье о канате как спортивном снаряде надолго забыли. Однако постепенный возврат к традициям античности привёл к тому, что, начиная с шестнадцатого века, канат снова начинают использовать как средство развития силы и ловкости. Стал он использоваться и как средство соревновательной деятельности. В частности, на Пангреческих Олимпийских играх 1859 года, проведённых в Греции по инициативе Евангелиса Цаппаса, лазанье по канату стало отдельным видом соревнований. Позже данный вид гимнастики часто включался и в Олимпийскую программу. В 1896 году на Олимпиаде в Афинах для соревнований был использован канат длиной в 14 метров. Целью участников было достижение верхней отметки, при этом техника была абсолютно не важна. Только два участника смогли «покорить вершину». В соревнованиях победил грек Николаос Андриакопулос, который не только покорил эту высоту, но и сделал это быстро – за 23,4 секунды. В состав Олимпийских игр лазанье по канату входило до Олимпиады 1936 года. Несмотря на тот факт, что лазанье по канату, скорее всего, не вернётся в состав олимпийских видов спорта, данный вид физической нагрузки никогда не потеряет свою актуальность, как одно из очень полезных оздоровительных упражнений. Также лазанье по канату активно применяется для физической подготовки пожарных, спасателей, военных, спецназовцев, профессиональных спортсменов. Включено оно и в школьную программу по физкультуре.

В число основных техник выполнения упражнения по лазанью на канате входят лазанье по канату в два приёма и лазанье по канату без помощи ног. Лазанье по канату в два приёма имеет два варианта:

1) Исходное положение – одна рука выпрямлена, другая рука держит канат на уровне подбородка.

1. Сгибая ноги вперёд, захватить канат.

2. Разгибая ноги (отталкиваясь), подтянуться на одной руке, а другой перехватить канат вверху.

Всё повторяется поочерёдно до момента подъёма на нужную высоту. При спуске все действия повторяются в обратном порядке.

2) Исходное положение – вис на прямых руках.

1. Подтягиваясь на руках, согнуть ноги и захватить ими канат.

2. Разгибая ноги (отталкиваясь), перехватить канат руками, т. е. перейти в вис на прямых руках.

Всё повторяется поочерёдно до момента подъёма на нужную высоту. При спуске все действия повторяются в обратном порядке.

При этом в обоих случаях, с целью соблюдения техники безопасности, руки и ноги должны быть надёжно зафиксированы.

Лазанье по канату без помощи ног является более сложным. Исходное положение – вис на прямых руках, ногами канат не фиксируется. Необходимо подтягиваясь на руках, поочередно перехватывая ими канат на уровне головы, подниматься вверх; ноги напрягать нельзя. Всё повторяется поочерёдно до момента подъёма на нужную высоту.

Если упражнения не получается выполнить сразу, рекомендуется использовать следующие подводящие упражнения:

1. Лазанье по канату, опираясь ногами на шведскую стенку. Исходное положение – руками взяться за канат, ноги на перекладине. Производится перемещение, перехватываясь руками и разноименно переставляя ноги по шведской стенке.

2. Лазанье по канату, помогая одной ногой. Исходное положение – руками взяться за канат, ноги на перекладине. Производится перемещение, перехватываясь руками и переставляя одну ногу по шведской стенке.

3. Висы на канате. Исходное положение – держась руками за канат, стопы в замке. Канат зажать бедрами.

4. Подъём по канату из исходного положения «сед на полу». Исходное положение – сед на полу, хват за канат. Перемещение производится путём перехватывания каната руками, стопы находятся на полу.

При лазанье по канату очень важна безопасность. Под канат всегда необходимо помещать маты. Упражнение выполняется исключительно под наблюдением и с соблюдением безопасной высоты (в случае с начальными тренировками – не более 2 метров над землёй). Тренировки начинаются в низком темпе, до момента усвоения техники. Одновременно на канате может быть только один учащийся.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Максимальная допустимая высота при начальных тренировках в лазании по канату составляет […] м.

Варианты ответа:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Решение. Максимальная допустимая высота при начальных тренировках в лазанье по канату составляет 2 м.

Подсказка: Какой высоты (в метрах) достаточно, а какая может быть опасной для занимающегося?

2. В ходе начальных тренировок в лазании по канату нужно проследить соответствие пяти элементов из списка технике безопасности. Каких?

  • Качественная обувь,
  • Качество каната,
  • Наличие спортивных перчаток,
  • Качество опоры для каната,
  • Безопасная высота,
  • Низкий темп,
  • Высокая скорость выполнения,
  • Наличие наблюдения,
  • Красота выполнения.

Правильный вариант:

  • Качество каната (для данного упражнения должен использоваться только надёжный качественный инструментарий. Прежде всего, это сертифицированные прочные канаты),
  • Качество опоры для каната (перед проведением упражнений необходимо убедиться, что опора для каната также достаточно надёжна и имеет большой запас прочности),
  • Безопасная высота (упражнение выполняется с соблюдением безопасной высоты),
  • Низкий темп (тренировки до момента усвоения техники проводятся в низком темпе),
  • Наличие наблюдения (Упражнение выполняется под наблюдением).

Подсказка: Качественная обувь, наличие спортивных перчаток и красота выполнения техникой безопасности не регламентированы, а высокая скорость выполнения упражнения противоречит технике безопасности.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6