Ход урока

Пьеса-притча Е. Л. Шварца «Дракон»

Сегодня на уроке мы будем говорить о сказочной пьесе.

Что такое пьеса? В чем особенности таких произведений? Вспомните, какие пьесы вы читали?

На прошлом уроке мы говорили о пьесе Тамары Габбе «Город мастеров», узнали о том, что такое пьеса, как нужно читать ее текст, чтобы не только понимать основное содержание, но и получать настоящее читательское удовольствие. Для этого необходимо помнить, что пьеса состоит из монологов и диалогов, герои сами рассказывают о себе и о том, что с ними происходит. Здесь нет рассказчика, глазами которого мы, читатели, смотрим на события, людей, пейзажи. И поэтому от нас требуется напряженная работа воображения. Читая, мы должны представлять себе сцену, актеров, декорации. И тогда все сразу встанет на свои места.

Пьеса Тамары Габбе «Город мастеров» интересна тем, что соединяет мир фольклора (герои используют пословицы и поговорки, загадывают друг другу загадки, рассказывают сказки, поют песни) и мир литературы (из нее в пьесу приходят общеизвестные сюжеты, мотивы, образы). Игрушки перемещаются на сцену и оказываются ожившими персонажами; мифы становятся источником развития сюжета…

Сегодня нам предстоит задуматься над другой сказочной пьесой, соединившей фольклорные и литературные традиции.   А пока несколько слов о ее авторе, Евгении Шварце.

Евгений Львович Шварц родился в 1896 году в городе Казани. Отец его был врач, мать акушерка, то есть помогала женщинам рожать детей; никто в семье литературой не занимался. Зато любимому сыну дали хорошее нравственное воспитание. Евгений Львович был крещён в детстве; церковным христианином он не был, но многие представления о добре и зле, о правде и истине он вобрал из глубокой христианской культуры. Прежде чем стать драматургом, Шварц прошёл через Первую мировую войну и революцию, перепробовал множество профессий и, будучи зрелым человеком, нашел себя в молодом искусстве кино. Для современников Шварца киноискусство было таким же новым явлением, как для ваших родителей – социальные сети, а киноэкран потрясал их воображение не меньше, чем наше – разнообразные гаджеты. Но главное заключается в том, что кино дало невероятные возможности художнику, позволило ему с новой глубиной раскрыть образ человека и картину мира.

Евгений Шварц написал множество сценариев, в том числе к фильмам, которые вы наверняка видели: «Золушка», «Дон Кихот». Сочинял он и пьесы, по которым впоследствии, уже после смерти Евгения Львовича (умер он в 1958 году), снимут знаменитые фильмы «Тень», «Обыкновенное чудо». Во время Великой Отечественной войны Евгений Львович пережил начало блокады Ленинграда, быть может, самого сурового испытания, которое выпало на долю советских граждан. К счастью, писатель был эвакуирован и в 1943 году написал пьесу, которую назвал «Дракон». (Текст пьесы Е. Шварца «Дракон» можно найти на сайте). 

Дополнительный материал

Узнать больше о жизни и творчестве Е. Л. Шварца вы сможете, прочитав книги, посвященные писателю (см. Список литературы), а также на сайте.

Вспомните: мы говорили о сказочном (и, казалось бы, далеком от современности) романе английского писатель К. С. Льюиса «Лев, Колдунья и платяной шкаф», действие которого начинается во время Второй мировой войны. И события в сказочной пьесе Шварца разворачиваются на фоне великой войны с фашизмом.

Пьеса называется «Дракон». Какие ассоциации у вас возникают со словом «дракон»? Какие легенды о драконах вспоминаются?

В основу сюжета положена легенда, которая часто встречается в азиатских культурах (да и не только в азиатских) – о драконе, которого невозможно победить. Убить можно, а победить – нет. Потому что тот, кто побеждает дракона, сам становится драконом.

Каким вы увидели Дракона в пьесе? Почему он предстает перед читателями  в человеческом облике? Что о Драконе говорят жители города?

Автор  изображает город, где Дракон правит уже долгие столетия; ему приносят человеческие жертвы – и никто не пытается его убить. Люди не хотят свободы, они давно смирились с ужасной, чудовищной властью Дракона. За 400 лет они настолько привыкли, что видят в Драконе только положительные качества.

Но Шварц осложняет этот легендарно-мифологический сюжет, превращая его в современную притчу. Что вы помните о притче? Каковы ее отличительные черты?

Притча – это короткая иносказательная история, в которой на простых, наглядных, часто житейских примерах раскрывается сложная идея, сложная философская мысль.
Если бы пьесу написал другой драматург, вполне возможно, у него получилось бы мрачное и пафосно-серьезное произведение. Но у Шварца был дар весёлого писателя, который со смехом рассказывает самые грустные истории.

Проверка знаний
Внимательно ли вы прочитали пьесу? Проверить  знания  поможет тест (см. Приложение 1).

Смешивая смех с грустью, Е. Л. Шварц рассказывает о том, как дракону бросает вызов странствующий рыцарь Ланцелот.

Что вы узнали о Ланцелоте? Как вы поняли слова о нём: «Он профессиональный герой»?

Словно бы случайно Ланцелот упоминает, что его дальний родственник – Георгий Победоносец, то есть он в родстве с легендарным святым, который победил змея.

Вам, наверное, знаком этот сюжет. Мы к нему еще вернемся в старших классах.

Но выясняется, что задача перед ним стоит еще более сложная: ведь главный враг Ланцелота не сам дракон, а город, не желающий свободы!

Как жители города относятся к Ланцелоту? Приведите примеры из текста.

Например, бургомистр этого города отдаёт приказ:  «Во избежание эпидемии глазных болезней, и только поэтому, на небо смотреть воспрещается. Что происходит на небе, вы узнаете из коммюнике, которое по мере надобности будет выпускать личный секретарь господина Дракона». А почему нельзя смотреть на небо? В небе будет разворачиваться битва Дракона с Ланцелотом, и неизвестно, как она еще сложится. Даже отец Эльзы, в которую влюблён Ланцелот и ради спасения которой он готов рискнуть своей собственной жизнью, не хочет помогать Ланцелоту.

Кто приходит на помощь Ланцелоту? Как помогают рыцарю?

Жители боятся помогать Ланцелоту, поэтому сначала он подружился с собаками, которые любят своих хозяев. Кот и осел спасают ему жизнь. Нашлись и союзники, которые подарили ковер-самолет, шапку-невидимку, меч, копьё и музыкальный инструмент. Они были счастливы, что дождались этого дня.

По законам сказки, вступив в бой с Драконом, рыцарь одерживает победу.

Но почему же пьеса не заканчивается смертью Дракона?

И тут происходит самое печальное: фактически город превращается в коллективного дракона и продолжает сам себя уничтожать. Без привычной несвободы он жить уже не может. И Ланцелот, которого все считают погибшим, чудесным образом возвращается и вступает в борьбу – теперь уже с городом, с его внутренним рабством, с драконьей сущностью.

Как вы поняли слова Дракона о жителях города: «Мои  люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил»?

Ланцелот обращается к горожанам с горьким упреком: «Я освободил вас, а вы что сделали?».  Ланцелот  рассказывает о жалобной книге, которая хранится в Черных горах в пещере, недалеко  от хижины дровосека. К этой книге никто не прикасается, но страница за страницей прибавляется каждый день. Кто пишет эти жалобные страницы? Мир. «Там записаны все преступления преступников, все несчастья страдавших напрасно».

Какие признаки притчи вы нашли в пьесе?

Прежде всего, иносказания. С одной стороны, автор рассказывает нам условную историю. Нет на свете такого города, нет такого дракона, нет такого рыцаря. Но сквозь все условные образы здесь проступают очертания реальной истории XX века. Ещё раз вспомним, что пьеса написана в 1943 году, когда нацизм побеждал Европу и перелом в войне еще не наступил. Но автор верит: победа над фашизмом неизбежна. Главное, победить Дракона до конца, не позволить ему ожить в сердцах и душах людей.

А как добиться победы?

Как и положено в притче, автор говорит об этом устами героев: мир необходимо усовершенствовать, в нем должно стать больше любви.

«Ланцелот. Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придется убить дракона.

Мальчик. А нам будет больно?

Ланцелот. Тебе нет.

1-й горожанин. А нам?

Ланцелот. С вами придется повозиться».

Итоговый вывод из сказочной притчи выражен в последних словах Ланселота: «Эльза, дай руку. Я люблю всех вас, друзья мои. Иначе чего бы ради я стал возиться с вами. А если уж люблю, то все будет прелестно. И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!»

Любовь – это единственная сила, способная победить Дракона не только как внешнего врага, но и как внутреннюю угрозу, одолеть Дракона в себе. Любовь должна быть сильнее, чем страх смерти, чем привычка к несвободе.

У пьесы «Дракон» сложная театральная судьба. Первая постановка была предпринята Николаем Павловичем Акимовым в Ленинградском театре Комедии еще во время войны в 1944 году. Затем пьесу неоднократно запрещали, но она вновь возвращалась на сцену. (Сцена из спектакля Ленинградского театра комедии 1962 года: http://www.e-reading.club/illustrations/69/69032-i_007.jpg). На протяжении многих лет «Дракон» с успехом идет во многих театрах России и за рубежом. Если у вас есть возможность, посмотрите спектакль «Дракон» на сцене театра. 

Дополнительный материал

На основе спектакля «Дракон», поставленного режиссёром Валерием Беляковичем в Театре на Юго-Западе, записан радиоспектакль. Обратите внимание, что радиоспектакль отличается  от аудиокниги. Режиссер спектакля по-своему изменяет знакомый читателю сюжет. Какие отличия вы нашли?

В 1988 году режиссёр Марк Захаров снял фильм «Убить дракона». Вы уже умеете писать рецензии на экранизации, знаете правила и ограничения, с которыми сталкивается в своей работе режиссер, догадываетесь о том, что экранизация не может полностью совпадать с замыслом писателя.

Можно ли назвать фильм «Убить дракона» экранизацией? Или это совсем другое произведение, снятое по мотивам пьесы Шварца? Постарайтесь обосновать свое мнение.

Дополнительный материал

Истории создания фильма М. Захарова «Убить дракона» посвящена документальная  программа «Мосфильм. 90 шагов». Сегодня мы говорили о пьесе «Дракон», одной из самых лучших пьес Е. Л. Шварца, которая включает и сказочные мотивы, и фольклорные элементы, и литературные традиции.

Проверка знаний

Проверить знания поможет контрольный тест (см. Приложение 3).

Что нового вы узнали на уроке? Каких традиционных сказочных героев вы увидели? В чем особенность их изображения в пьесе Е. Л. Шварца? Чему вас научила пьеса Е. Л. Шварца? Как можно победить дракона в себе?

Творческое задание

Письменно ответьте на вопрос: «Пьеса Е. Л. Шварца «Дракон» - это сказка для детей или для взрослых?»

Домашнее задание (по выбору учащихся)

Для спектакля, поставленного на сцене театра, всегда создаётся афиша. Рассмотрите театральные афиши к спектаклям «Дракон» по пьесе Е. Л. Шварца (см. Приложение 4). Объясните письменно, какая из афиш вам понравилась и почему.

Нарисуйте собственную афишу для пьесы Е.Л. Шварца «Дракон». Подготовьтесь объяснить свой замысел.

Вспомните слова Ланцелота, обращённые к жителям города: «Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы!».  Как вы их поняли? Согласны ли вы с этим высказыванием? Напишите сочинение-миниатюру.

Если вы заинтересовались легендами и произведениями о драконах, то соберите материал и сделайте презентацию «Образ дракона в искусстве».  Обратите внимание на произведения литературы, изобразительного искусства, театра и кино.

 Список литературы:
1. Шварц Е. Л. Обыкновенное чудо: Пьесы. Сценарии. Сказки. Автобиографическая проза. Воспоминания. – Кишинев, 1988.
2. Акимов Н. П. Наш автор – Е. Шварц. / Шварц Е.Л. Проза. Стихотворения. Драматургия. – М. : Олимп, 1998.
3. Головинчер В. Е. Эпический театр Е. Шварца. – Томск, 1992.
4. Биневич Е. М. Евгений Шварц. Хроника жизни.
5. Линкова И. Шварц Евгений Львович.
6. Чуковский Н. Высокое слово –  писатель.

Коммюнике – официальное сообщение.

Афиша Калужского театра



Афиша Народного театра-студии

Ссылки на сайты с афишами:
http://leningradart.com/exhibitions/55/
http://morra-winter.livejournal.com/69458.html?thread=650066
http://www.kp40.ru/nafisha/theatreevent.php?id=1319
http://www.rzndrama.ru/ru/whatson/drama/drakon.html