Дидактические цели.

1. Предметные:

Формирование представлений о различных теориях происхождения человека; умение соотносить, сравнивать и анализировать.

2. Метапредметные.

2.1. Познавательные:

Формирование способности анализировать, обобщать и сравнивать информацию.

2.2. Регулятивные:

Формирование умения организовывать работу с различными видами и источниками информации.

2.3. Коммуникативные:

Формирование готовности формулировать собственное мнение.

Личностные:

Формирование представлений о происхождении человека.

Основные виды УУД:

Овладение знаниями теории эволюции, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

Основные дидактические единицы:

Эволюция, орудие труда, разум, библия, календарь, время.
Происхождение человека до сих пор остается загадкой. Существует ряд версий того, как это происходило. Если версия опирается на доказательство, ее называют гипотезой или теорией. Основных теорий происхождения человека две: эволюция и сотворение (креационизм). Рассмотрим их по порядку.

Теория эволюции возникла в XVIII веке. Ее суть заключается в том, что нашу планету населяли живые существа, которые со временем совершенствовались. Примерно 2,5 млн. лет назад из царства животных выделился вид homo - человек.
Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей было еще не вполне прямая, прыгающая. Длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Подобно животным, криками они устрашали хищников, звали на помощь, предупреждали об опасности. Жили люди не в одиночку, а группами.

Если бы мы могли наблюдать за древнейшими людьми, то возможно увидели такую картину: люди подошли к речушке, они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросит - не годится. Другой поднимут - этот подходящий. Человек брал в руки гальку - гладкий округлый камень. Ударами другого камня он рассказывал гальку так, чтобы ее края стали острыми как нож. Получалось грубо орудие труда. Даже самые умные животные неспособный его придумать. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки или выполнять другую работу.

Род Homo продолжил совершенствоваться. Самый древний вид людей - австралопитеки. Они эволюционировали в Homo habilis (человека умелого), потом был Homo Erectus (человек прямоходящий), потом Homo sapiens (человек разумный). У ветви человека разумного было две подветви: Homo sapiens neandertalis и Homo sapiens sapiens. С точки зрения эволюции современные люди принадлежат к виду Homo sapiens sapiens.

Согласно теории эволюции человека от животных отличало умение изготавливать орудия труда, пользоваться огнем, противопоставление большого пальца остальной ладони, речь. Иногда говорят, что главное отличие - разум. Но о древних людях мы знаем лишь по их останкам. Поэтому мы можем судить о разуме лишь по его проявлениях в материальных предметах.
С XVIII века естественные науки совершили множество открытий, поэтому теорию эволюции в наше время уточняют.

Подведем итог:
2,5 миллиона лет назад
Выделился из царства животных
Звероподобный
Отличается умениями

Представление о том, что человек был сотворён высшими существами, появилась одновременно с людьми. Все народы древности и средневековья были креационистами. Но теория сотворения не такая однородная, как теория эволюции. Все дело в том, что в древности люди передавали знания о мире в виде мифов и сказок. Поэтому, у каждого народа были свои образы, свои сюжеты сотворение человека.

Например, в Библии говорится о том, что Бог создает Вселенную, потом планету Земля, растения, животных - все это через свое слово. А потом сам из земли творит человека и дает ему “дыхание жизни” - бессмертную душу. Индуисты считают, что люди были созданы из тела Брахмы - верховного вечного божества. У народов Югры есть мифы о том, людей сделали Нуми Торум и его антипод Куль Отыр, причем Нуми Торум смастерил человека из лиственницы, а Куль Отыр - из глины. Чтобы оживить их, они отправились к создателю по имени Топал ойка. Тот взял лиственничного человека, повернул к себе спиной и оживил. Человек засвистел, закричал и побежал в лес; он стал духом – менкв’ом. Глиняного же человека Топал ойка оживлял, поставив к себе лицом, и тот стал человеком. Глина – непрочный материал, и потому человек долго не живет. В одной из мифологических версий рассказывается, как люди произошли от небожителя, спустившегося на землю, разрезавшего икру на ноге и вынувшего оттуда человека. В шумерском мифе боги устраивают целый совет о том, как надо творить людей.

Существует заблуждение о том, что креационизм противоречит науке и отвергает научные знания. Это не так. Например, в Древнем Египте были развиты науки, люди умели даже делать хирургические операции, при этом веря в том, что человек был сотворён богами. Средневековые ученые в Европе и Азии достигли успехов в физике, биологии, химии и механике, считая, что человек был создан богом. Ученые, заложившие основы современных наук, были верующими людьми, а, следовательно, креационистами.

Обычно в теории сотворения есть представление о том, что все или некоторые люди деградируют, становятся хуже, превращаются в зверей. Этим объясняется нахождение останки древних звероподобных существ.

Подведем итог:
Одновременно с появлением людей
Создан высший силой
Изначально в нынешнем виде или лучше
Отличается наличием души или духа

У каждой теории есть свои аргументы и доказательства. Споры о происхождении человека ведутся по сей день и однозначного ответа на вопрос “как возник человек на Земле” пока нет.

Тест на усвоение видеоролика
(правильный ответ всегда первый)
Сколько существует основных теорий происхождения человека?
2
3
1
4

В каком веке возникла теория эволюции?
XVIII
XVI
X
XX

Согласно теории эволюции первые люди
не умели разговаривать
имели современный облик
не умели пользоваться огнем
жили поодиночке

Первые орудия труда изготавливали из
камня
глины
бронзы
железа

Самый древний вид людей называется
австралопитеки
человек умелый
человек разумный
человек прямоходячий

Представление о том, что человека сотворили высшие силы, возникло
с появлением самих людей
когда люди научились писать
с возникновением религий
с появлением городов

По тексту Библии человека создает
Бог-творец
демиург
нисшие духи
Брахма

В шумерском мифе созданию человека предшествовало
совещание богов
землетрясение
потоп
создание животных

Креационистами были
все народы Древности и Средневековья
жители Востока
рабы
жители Средиземноморья

Может ли ученый быть креационистом?
да
нет
да, если будет скрывать это
да, но только ученые древности

Задание Е2
Открой изображение Сотворение 3. К какому рассказу о сотворении человека оно относится? Объясни, как был найден ответ на этот вопрос.
Критерии оценивания: 2 балла за правильный ответ, 3 балла за объяснение (именование фигур, пояснение их действий).

Задание С1
Рассмотри иллюстрацию Эволюция 5. Какие звенья эволюции человека не прозвучали в ролике?
Критерии оценивания: по 2 балла за каждую находку, штраф за озвучивание из других рядов)

Задание G2
Открой документ “Разные мифы о сотворении человека”, выбери один из них и нарисуй иллюстрацию к нему. Работа будет выполнена отлично, если другие ученики смогут определить миф по твоей картинке.
Критерии оценивания: если ровесники определили миф - высшая отметка, в случае затруднения - средняя.

Ссылки на дополнительные материалы
1. Идущий из Африки поток информации о различных формах ископаемого человека заставляет по-новому взглянуть на процесс выделения древнейших предков человека из животного мира и на основные этапы становления человечества.

2. Древнейшие люди. Начало истории человечества.

3. Потрясающие открытия последних десятилетий в области археологии произвели полнейший переворот во взглядах на происхождение и эволюцию человека. Перечислим только некоторые из них. Начиная с 1914 года, когда появились первые научные публикации о происхождении человека, и до нашего времени, детально изучена история первых людей на родине Человечества древнем Востоке: В Месопотамии и Палестине, где по археологическим раскопкам каменный век и век металла существовали одновременно …

4. О самых заметных находках и потерях новосибирских историков в репортаже «Новостей культуры». «Те археологические материалы, которые сейчас мы имеем в своих руках благодаря раскопкам алтайских комплексов, показали, что уровень развития культуры на этой территории – и духовной, и материальной – ни в коей мере не уступает развитию собственно культуры homo sapiens, а по некоторым параметрам и превосходит этот уровень», – говорит заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Шуньков.

5. Как это часто бывает в науке, накопление новых фактов и наблюдений далеко не всегда способствует прояснению той или иной проблемы. Еще 40 лет назад в наших учебниках говорилось, что наш самый древний предок жил около 500 тыс. лет тому назад на о. Ява. Хотя профессионалы-антропологи нигде этого прямо не утверждали, но было как-то общепринятым, что каждый предшествующий вид постепенно в результате эволюции превращался в последующего и, наконец, неандерталец (второй справа) превратился в современного человека.

6. Сборник мифов разных народов с источниками