Здравствуйте!

1. Повторение эволюции человека

Мы продолжаем изучать историю первобытного общества. На прошлом уроке вы узнали, что современный человек (Homo Sapiens Sapiens) возник в результате длительной эволюции, причём мы с вами и современные приматы (шимпанзе, гориллы) имели в далёком прошлом общих предков. Современные учёные полагают, что последний общий предок человека и шимпанзе жил в интервале от 5 до 8 миллионов лет назад.

В цепи эволюции условно выделяют такие звенья как:

- дриопитеки (обезьяны, жившие на деревьях);

- австралопитеки (ещё больше обезьяны, чем люди, но у них уже закрепилось прямохождение: они имели походку как у современного человека);

- «человек умелый» (тоже скорее обезьяна, чем человек, но он первым научился изготавливать орудия из камня и имел отделившийся большой палец);

- «человек прямоходящий» (это уже скорее человек, чем обезьяна, поскольку он осознанно относился к орудиям труда, он же первым переселился за пределы Африки).

И, наконец, два завершающих эволюцию звена:

- неандерталец (возник около 250 тыс. л.н., но так и не стал нашим прямым предком, но от него в нас содержится примерно 2,5% генов);

- кроманьонец, который имел вид современного человека (его учёные называют Homo Sapiens Sapiens, он появился около 200 тыс. л.н. и окончательно сформировался и переселился в Европу 45-40 тыс. л.н.).

2. Формы взаимодействия людей

Нас сегодня будут в первую очередь интересовать неандертальцы и кроманьонцы, поскольку именно они создали устойчивые и развитые формы коллективного взаимодействия людей.

Что такое формы коллективного взаимодействия людей? К примеру, сегодня люди живут семьями: у каждой семьи отдельное жильё, свой бюджет, своя собственность (квартира, машина и т.д.). Мы привыкли к такому образу жизни. Мы привыкли жить в городах или деревнях, которые объединяются в области и государства. А как жили наши первобытные предки?

Учёные выделяют три этапа в развитии форм коллективного взаимодействия людей:

1) первобытное человеческое стадо

2) родовая община

3) соседская община.

Первобытное человеческое стадо существовало у древнейших наших предков – «человека умелого» и «человека прямоходящего» и представляло собой достаточно примитивные формы взаимодействия между людьми, во многом сходные с миром животных. Они жили небольшими объединениями по 20-30 человек, поскольку больший коллектив не смог бы прокормить себя. Родовая и соседская община – это развитые формы человеческих коллективов. Они были созданы неандертальцами и кроманьонцами в период примерно со 100 тыс. л.н.

Вспомните разницу между отсчитыванием «лет назад» и «лет до нашей эры» (разница между ними – 2 тыс. лет). Сегодня я буду приводить даты и «лет назад», и «лет до нашей эры».

3. Родовые общины

Первоначально и неандертальцы, и кроманьонцы жили родовыми общинами. Входившие в такие общины люди жили уже коллективами по 100-150 человек, причём члены общины считали себя сородичами, родственниками. Они верили, что происходят от общего предка, который называли тотемом: обычно, это было животное (зверь, птица) или растение. Как правило, род называл себя именем этого воображаемого предка, подражал его облику (раскрашивая тело, надевая перья, шкуры) и движениям (в колдовских плясках), запрещал охотиться на это животное. Внутри одного рода было запрещено заключать браки, и за нарушение этого запрело, видимо, следовало суровое наказание вплоть до лишения жизни или изгнания из рода (что было равносильно смерти).

Поскольку все общинники считали себя родственниками, они обязаны были помогать друг другу во всём и мстить за гибель сородича. В родовых общинах всё было общим и совместным: проживали люди совместно (вокруг общего очага), всем родом занимались хозяйством (охотой, собирательством) и затем распределяли добычу по уравнительному принципу (всем поровну).

В такой общине все люди были равны друг другу: не было бедных и богатых, знатных и незнатных. Единственное неравенство, которое проявлялось в такой общине, это неравенство половозрастное. Мужчины и женщины занимались разными видами хозяйства (например, мужчины занимались охотой и войной, женщины – собирательством, домашними делами и воспитанием детей). Существовала система возрастных групп от новорождённого до старика. Старики были хранителями традиций, а чтобы стать полноправными членами мальчикам и девочкам нужно было в определённом возрасте пройти специальный обряд посвящения, который был связан с суровыми испытаниями, голодом, жаждой и пр. Считалось, что в ходе этого обряда умирает один человек и рождается другой – взрослый, поэтому иногда при инициации менялось имя человека.

Несколько общин объединялись в племя, в котором говорили на одном языке, имели схожие обычаи. Племенем управлял совет старейшин, а на время войны выбирали вождя, который командовал войском.

Трудно чётко определить время существования родовой общины. На разных континентах, в разных регионах развитие первобытных людей было неравномерным. Известны племена, которые до сих пор живут в состоянии родовой общины. Но условно считается, что у самых передовых первобытных людей родовые общины существовали в период от 100-80 тыс. л.н. до 12-10 тыс. л.н. Затем родовую общину сменила новая организации – соседская община.

4. Соседские общины

Соседская община была устроена совсем по-другому. Она состояла из отдельных семей (домохозяйств), каждая из которых вела своё собственное хозяйство и имела отдельную собственность – свой участок земли, свой дом и очаг. Полученный продукт теперь не складывался в общий «котёл», а оставался в семьях – им распоряжался глава семьи. Взаимопомощь и совместное проведение свободного времени сохранялись, но теперь общинники относились друг к другу не как к родичам, а как к соседям (т.е. они уже не ощущали кровные связи между собой).

Поскольку у каждой семьи теперь были своя собственность и свои доходы, быстро стало развиваться неравенство: одни семьи беднели, другие – богатели. Но поскольку входившие в общину семьи теперь были соседями, а не родственниками, то помощь переставала быть безвозмездной: её оказывались за продукты или в долг. Если долг не удавалось вернуть, приходилось рассчитываться имуществом либо членами семьи: так возникает рабство. Богатство начинает ассоциироваться со знатностью. Оформляется неравенство имущественное (бедные и богатые) и социальное (знатные и незнатные).

Итак, при переходе от родовой общины к соседской возникли совершенно новые отношения между людьми: частная собственность, неравенство в обществе, рабство. Именно в результате этих изменений возникает государство (а вместе с ним – письменность и законы), что означает конец первобытной эпохи и начало цивилизации.

5. Ледниковый период

Но мы пока вернёмся к родовым и соседским общинам. Оказывается, что в период родовых и соседских общин первобытные люди, во-первых, жили в принципиально различных природных условиях, во-вторых, по-разному вели хозяйство.

Возникновение родовых общин часто связывают с мощным оледенением (ледниковым периодом), которое произошло 100, 80 или 70 тыс. л.н. Температура на планете Земля снизилась, северные территории Европы, Азии, Северной Америки покрыл ледяной панцирь (нетающий слой льда до 2 км толщиной), вдоль которого возникла тундра со скудной растительностью, а южнее – холодные степи. Теплолюбивые животные и растения вымерли, а на смену им пришли крупные животные, защищённые мехом: мамонты, бизоны, шерстистные носороги, северные олени, пещерные медведи, овцебыки, дикие лошади.

Теплолюбивые животные вымерли, а первобытные люди – нет. Они смогли приспособиться к возникшим суровым условиям

- освоили опасную охоту на крупных животных (устраивали засады и ставили ловушки, гнали животных в овраги или специально вырытые ямы);

- из добытых меховых шкур научились изготавливать зимние жилища и тёплую одежду (кроманьонцы изобрели иглу с ушком);

- освоили способы добывания огня.

А главное: люди должны были сплотиться в такие организованные коллективы, которые помогали выжить. Ими и стали родовые общины. В этот период люди вели присваивающее хозяйство, т.е. не умели выращивать растения или пасти животных, а добывали пищу охотой, рыболовством и собирательством.

6. Неолитическая революция

Но оледенение закончилось 14, 12 или 11 тыс. л.н. Ледники растаяли, на их месте выросли леса. Привыкшие к холодам крупные животные ушли на север или вымерли (как мамонты), а вместо них стали водиться более мелкие животные.

Мамонты вымерли, а человек остался. Но человеку вновь пришлось приспосабливаться к изменившейся окружающей среде. На мелких животных уже нельзя было охотиться прежними методами (загонной охотой) и прежними орудиями труда (копьём в зайца не попадёшь). Около 14-12 тыс. л.н. был изобретён лук и стрелы, а вместе с ними и прообраз струнных музыкальных инструментов.

Около 10-8 тыс. л.н. произошло важнейшее событие в истории человечества, которое во многом решило проблему голода. Историки называют его «неолитической революцией»: неолитической, поскольку произошло оно в период нового каменного века (неолита), а революцией, поскольку оно кардинально изменило историю человечества. Два главных открытия этой эпохи: появление земледелия и животноводства.

1) Открытие земледелия. До сих пор нет единой точки зрения ни то, где именно, когда именно и как именно люди впервые заметили связь между брошенным в землю зерном и выросшим через полгода в этом месте растении. Видимо, произошло это в районе Плодородного полумесяца (где освоили злаки и пшеницу в первую очередь) и в Китае или Юго-Восточной Азии (где освоили рис). В 1960 г. один из археологов в пещере Шанидар Северного Ирака раскопал ручные каменные жернова, следы растолчённого зерна и плетёная корзина, в которой зерно было приготовлено для посева (датированы около 9000 г. до н.э.).

2) Приручение и одомашнивание животных. У учёных также нет единого ответа на вопрос, где, когда и как люди смогли приручить и одомашнить животных. Точно известно, что первым одомашненным животным была собака, которая возникло либо из дикого волка, либо из шакала, либо из лисы (которая также относится к семейству псовых). На восточном побережье Средиземного моря в погребениях, датируемых примерно 10 000 годом до н. э., обнаружены скелеты щенков и взрослых собак, похороненных рядом с человеком. Затем, постепенно был одомашнен мелкий рогатый скот (овцы и козы – около 8000 г. до н.э.), затем – крупный рогатый скот (быки, коровы, буйволы), свиньи, лошади и куры (около 5-6 тыс. лет назад).

Самое интересное – как именно удалось одомашнить диких зверей. По мнению австрийского учёного Э. Хана первобытные люди начали содержать в неволе диких животных в культовых целях, а по мнению Дж. Фрэзера первоначально одомашнению подверглись почитаемые первобытными людьми тотемные животные. Самая распространённая версия метода одомашнивания сводится к тому, что мужчины приносили с охоты детёнышей диких животных, которых вскармливали в племени, которые играли вместе с детьми и привыкали к человеческому обществу.

Итак, неолитическая революция означала переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему (земледелие и животноводство). Развитие хозяйства влияло на организацию жизни первобытных людей.

Первые земледельцы продолжали жить родовыми общинами, но развитие орудий труда (усовершенствование мотыг, которыми пахали землю), приручение животных (использование быков и волов при пахоте), открытие металлов (первой стала медь) сделало возможным ведение хозяйства семьями по отдельности. Крепкие семьи отделялись от сородичей, хотели сами возделывать свой участок и иметь своих животных, не делясь с другими. Семьи переселялись на новое место, поэтому рядом оказывались не родственники, а соседи.

Неолитическая революция позволила в значительной мере решить проблему голода (современные первобытные охотники в Африке приходят с добычей только с одной охоты из 28, а наличие стада животных в хозяйстве даёт 100-процентную гарантию получения мяса). В результате начала быстро увеличиваться численность населения, люди начали создавать поселения городского типа. Съедали уже не всё, что добывали; так появлялись излишки. У одних их становилось больше (вожди, старейшины, шаманы быстро богатели), у других – меньше (бедняки начинают попадать в рабство).

7. Заключение

Таким образом, неолитическая революция, разрушение родовых общин, возникновение частной собственности и неравенства привели первобытнообщинный строй к распаду. Началось формирование первых государств. Но уже совсем другая история.

Дома я предлагаю вам ответить на вопрос, какие ещё изменения в хозяйстве первобытных людей (кроме неолитической революции) произошли в последнем десятилетии до нашей эры.