Естествознание. 10 класс

Урок 6. Теоретические методы исследования

Свойства и явления живой природы

Какой метод научного познания, связанный с целенаправленным созданием ситуации, помогает изучить свойства и явления живой природы?

Естественный

Эмпирический

Теоретический

Исторический

Опыт на крысах

Начинающий исследователь целый месяц кормил одну группу из 10 крыс йогуртом, и все они прибавили в весе. Выделите цветом выводы, которые не требуют дальнейшего экспериментального подтверждения.

В вводной части задания не сказано о качественной составляющей эксперимента.
  1. Йогурт – это лучшее питание для крыс
  2. Некоторые крысы прибавляют в весе при питании йогуртом
  3. Йогурт не смертелен для данных животных
  4. Йогурт содержит все необходимые для крыс минеральные вещества и витамины
Бирюзовый
Методы научного познания

Распределите перечисленные методы на две группы: эмпирические и теоретические.

Рассмотрите внимательно интерактивную схему «Методы научного познания».

Теоретические

Эмпирические

Классификация
Дедукция
Индукция
Выдвижение гипотез
Систематизация
Измерение
Эксперимент
Наблюдение
Процесс получения знаний

Заполните пропуск в тексте, выбрав правильный вариант ответа из выпадающего меню.

Проанализируйте ключевые понятия урока.

Процесс получения знаний, при котором на основе систематизации накопленной информации – от частного к общему – делают вывод о существовании закономерности, называется .

Ф. Бэкон и Шерлок Холмс

Заполните пропуск в тексте, выбрав правильный вариант ответа из выпадающего меню.

Этот метод основывается на логических умозаключениях от частных, единичных случаев к общему выводу.

метод научного познания объединяет учёного Ф. Бэкона и литературного героя Шерлока Холмса.

Эксперимент

Какой из предложенных экспериментов, позволяет проверить гипотезу о том, что количество теплоты, необходимое для нагревания тела, зависит от массы и (или) вещества тела?

В первом эксперименте даны объёмы веществ, а не их масса.

На электроплитке в одинаковых кружках поочерёдно нагревали 0,5 л воды и 0,5 л масла. Для нагревания воды на 20 $^о$С потребовалось 60 с, а для нагревания масла на 20 $^о$С, соответственно, 40 с

На электроплитке в одинаковых кружках поочерёдно нагревали 100 г воды и 100 г спирта, взятых при комнатной температуре. Чтобы довести воду до кипения потребовалось 50 с, а чтобы довести до кипения спирт – 20 с

Теоретические методы познания

Решите кроссворд.

Все слова связаны с темой «Теоретические методы познания».
Открытие законов движения небесных тел

Соедините попарно фигуры так, чтобы каждому методу открытия законов движения небесных тел соответствовало описание.

Транспорт

Выделите зелёным цветом подклассы классификации приватности и жёлтым – подклассы другой классификации (если таковая имеется).

Члены деления должны взаимно исключать друг друга, т. е. понятия, полученные в результате деления, должны находиться в состоянии несовместимости (противоречия или противоположности).

Транспорт можно разделить на: наземный, воздушный, личного пользования, водный, общего пользования.

Желтый
Зеленый
Антони ван Левенгук

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Голландский учёный Антони ван Левенгук занимался шлифованием увеличительных стёкол и достиг в этом значительных успехов. Левенгук получал большое удовольствие, любуясь красотой лепестков цветов, насекомыми, рассматривая их через увеличительные стекла. Они увеличивали в 275 раз. Так и появился микроскоп – конструкция из нескольких линз. Известно, что учёным изготовлено полтысячи линз и более сотни микроскопов. Однажды он рассмотрел через микроскоп каплю воды, которую взял из лужи. Он был потрясён уведенным. Там оказалось огромное количество мельчайших живых организмов. Так учёный стал исследовать с помощью микроскопа структуру различных форм живой материи.

Какой метод исследования открыл Антони ван Левенгук?

Метод является однокоренным со словом «микроскоп».

Рентгеноскопия

Микроскопия

Ультразвуковое исследование (УЗИ)

Телескопия

Собака Павлова

Заполните пропуск в тексте. Для этого наберите пропущенное слово  на клавиатуре компьютера.

Схема описывает условный рефлекс: слюна и желудочный сок могут выделять до начала кормления на вид и запах пищи.

На рисунке дана схема одного из известнейших исследований в физиологии нервной системы. На этой схеме изображено применение научного метода – .

Вирус PDV

Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

Проанализируйте график и численность тюленей обоих видов в 2002–2003. Собаки, привитые против чумы и питающиеся погибшими тюленями, не болели.

В заливе Ваддензе встречаются два вида тюленей: обычные и серые. В течение нескольких лет подсчитывали количество тюленей каждого вида (см. графики).

В 2002 году среди тюленей произошла вспышка вирусного заболевания, вызванная вирусом PDV. Многие тюлени погибли от этой болезни. Вирус не опасен для человека, но опасен для собак. Таким образом, людей предупредили, чтобы они держали своих собак подальше от мёртвых тюленей. Если собаки привиты против чумы, тогда они имеют иммунитет к вирусу PDV.

Исходя из вышеописанного, были сформулированы некоторые утверждения.

Вирус PDV для серых тюленей.

Антитела против чумы с антителами против вируса PDV.

Вирус PDV передаваться среди обычных тюленям.

Тема, цель и гипотеза исследования

Известно, что во время Первой экспедиции Колумба (путешествия от о.Гомера (Канарские о-ва) до о.Сан-Сальвадор (Багамские о-ва) – 38 дней (6 сентября – 13 октября 1492 года) экипажи кораблей общей численностью 90 человек очень сильно пострадали от цинги. Симптомы этого заболевания возникают незаметно. Все начинается с вялости, утомления, раздражительности. Потом появляется кровоточивость и воспаление десен, выпадают зубы, возникают кровоподтеки и кровотечения, которые могут оказаться фатальными. Это происходит потому, что в рационе путешественников недостаточно продуктов, содержащих витамин С, который играет ключевую роль в синтезе коллагена, главного белкового компонента соединительной ткани. Но даже в те далекие времена была возможность взять с собой в плаванье запас плодов цитрусовых, в качестве источника витамина С

Ученика 10 класса заинтересовала эта тематика и он решил провести учебное исследование, определил тему и цель, выдвинув гипотезу исследования, но вдруг перепутал все элементы. Восстановите это соответствие.

Цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Гипотеза – это предположение, требующее подтверждения экспериментальным путём. Обычно формулировку гипотезы начинают со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если ..., то ...» и отвечает на вопрос «Почему...?», «По какой причине происходит то или иное событие?»
Первая экспедиция Колумба

Известно, что во время Первой экспедиции Колумба (путешествия от о.Гомера (Канарские о-ва) до о.Сан-Сальвадор (Багамские о-ва) – 38 дней (6 сентября – 13 октября 1492 года) экипажи кораблей общей численностью 90 человек очень сильно пострадали от цинги. Симптомы этого заболевания возникают незаметно. Всё начинается с вялости, утомления, раздражительности. Потом появляется кровоточивость и воспаление десен, выпадают зубы, возникают кровоподтеки и кровотечения, которые могут оказаться фатальными. Это происходит потому, что в рационе путешественников недостаточно продуктов, содержащих витамин С, который играет ключевую роль в синтезе коллагена, главного белкового компонента соединительной ткани. Но даже в те далекие времена была возможность взять с собой в плаванье запас плодов цитрусовых, в качестве источника витамина С

Ученик 10 класса провёл исследование по теме «Изучение содержания витамина С в плодах цитрусовых и расчёт необходимой их массы для морской экспедиции» и получил следующую расчётную таблицу:

Подчеркните, какие выводы следуют непосредственно из анализа полученных табличных данных.

  1. Установлено количество фруктов, которое должно было быть взято на корабли Первой экспедиции Колумба
  2. Так как содержание аскорбиновой кислоты в различных фруктах варьируется в зависимости от места и условий произрастания плодового дерева и сроков хранения созревших плодов, то можно сказать, что полученные результаты незначительно отличаются от значений, приведённых в литературе
  3. В зимний период человек может утолить суточную потребность в витамине С
  4. При водоизмещении флагмана флотилии Колумба – каракки «Санта-Мария» в 120–130 тонн, у двух других кораблей – 55–65 тонн, можно сделать вывод, что запас плодов цитрусовых не явился бы сколько-нибудь значительным грузом для экспедиции

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6