Физическая культура. 10 класс

Урок 28. Техника безопасности на уроках гимнастики. Понятие акробатики: Совершенствование раннее изученных элементов

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео-урок

по предмету «Физическая культура» для «10» класса

Урок № 28. Техника безопасности на уроках гимнастики. Понятие акробатики: Совершенствование ранее изученных элементов

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Изучить понятие акробатики. Изучить технику безопасности на уроках гимнастики с элементами акробатики, изучить технику выполнения общеразвивающих упражнений.

Глоссарий

Акробатика – с греческого «акробатэс», - означает «хожу на цыпочках, лезу вверх».

Динамические упражнения – упражнения, которые предполагают исполнение в движении с удержанием тела в положении равновесия.

Статические упражнения – упражнения, которые подразумевают исполнение элементов без перемещения.

Кувырок – вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову.

Мост – прогиб в пояснице и груди с опорой на руки и ноги.

Сальто – переворот через голову без опоры на руки.

Основная литература:

  • Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL:  http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018).

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Федерация спортивной акробатики России URL: http://acrobatica-russia.ru (дата обращения: 21.08.2018).

Чемпионат мира по спортивной акробатике 2018 URL: https://vtrenirovke.ru/chempionat-mira-po-sportivnoj-akrobatike-sajt-rossiya-2018/ (дата обращения 22.08.2018)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Главное отличие гимнастики от акробатики в том, что гимнастика охватывает весь комплекс занятий, которые выполняются при помощи силы и ловкости, а акробатика – это упражнения, основанные, прежде всего, на ловкости.

Слово «акробат» имеет греческое происхождение - «акробатэс», что в переводе значит «хожу на цыпочках, лезу вверх».

Как вид физических упражнений акробатика имеет глубокие корни своей истории.

В Древнем Египте за 2300 лет до нашей эры появлялись изображения акробатов на различных изделиях и сосудах, фресках.

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она получила большой успех среди широких масс населения и являлась частью увеселительных мероприятий. Скоморохи – участники этих зрелищ, исполняли танцы, фокусы, умели жонглировать предметами и показывать акробатические номера.

В конце 18 века в цирках Европы начинают появляться акробатические выступления, которые быстро набирают популярность.

В 1900 г. в Петербурге появляются первые самодеятельные акробатические кружки. В 1901 году состоялось первое выступление акробатов-любителей.

Значимую роль в распространении этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, происходившие с определенной регулярностью с 1936 г. Благодаря руководителю Всесоюзной секции Бондареву была разработана первая классификационная программа и правила для соревнований по акробатике.

В 1939 г. в Москве проходят первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.

В спортивной акробатике немало имен спортсменов-чемпионов. Так, первое тройное сальто у мужчин было выполнено – Вадимом Биндлером (1974 г.), а у женщин – Еленой Бугаевой (1985 г.). Чемпионами в прыжках на акробатической дорожке стали Надежда Маслобойщикова и Юрий Зикунов в 1974 г. и многие другие.

Акробатические упражнения выполняются в специальных спортивных залах, которые должны быть оборудованы акробатическими дорожками, гимнастическим ковром или матами. Также в зале располагаются страховочные подвески, гимнастические стенки, станки, батуты и пр. По высоте зал должен составлять не менее 9-10 метров, ширине не менее 20 метров, в длину быть - не менее 40 метров.

Согласно статистики, более 50% травм в акробатике составляют острые травмы опорно-двигательного аппарата. Они являются следствием:

несоблюдения правил организации занятий, несерьезного отношения к дисциплине;

неправильного размещения акробатов в зале либо слишком большое количество одновременно занимающихся;

неорганизованного хождения по залу;

несоблюдения и нарушения тренировочной методики;

чрезмерных нагрузок занимающихся;

несоблюдения режима отдыха, необходимого для восстановления спортсмена.

Чтобы предотвратить травматизм, необходимо соблюдать технику безопасности, которая включает в себя следующее.

  • В спортивный зал заходить в спортивной обуви и форме;
  • Форма спортсмена должна исключать мешающие движению элементы – молнии, пуговицы, застежки и пр.;
  • Перед занятием спортсмен должен снять жесткие предметы, которые будут мешать ему во время занятия – часы, сережки, кольца, цепочки и пр.;
  • Спортсмен должен соблюдать дисциплину, бережно относиться к спортивному инвентарю;
  • Категорически запрещается находиться в зале без тренера/ учителя.

Акробатические упражнения могут выполняться как в паре, тройках, так и индивидуально.

Упражнения бывают двух типов: динамические и статические.

Динамические предполагают исполнение в движении с удержанием тела в положении равновесия. К ним относят:

перекаты

• Кувырки;

• Повороты;

• движения дугой;

• сальто.

Статические упражнения – противоположны динамическим и подразумевают исполнение без перемещения. К ним относят:

• стойки;

• мосты;

• шпагаты.

Прежде чем приступить к акробатическим упражнениям, необходимо выполнить разминку – сделать повороты на месте и в движении. Повороты на месте: начинают выполнять в сторону левой руки (через левое плечо), на 2 счета.

Повороты в движении: ставят предмет, около него ставится правая нога на носок, необходимо сделать движение – поворот налево. ходьбу начинают с левой ноги.

Рассмотрим технику выполнения акробатических упражнений. Начнем с кувырков вперёд и назад.

Кувырок – вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову.

Кувырок вперед. Выполняется на спортивном мате.

Нужно принять упор присев. Наклоняясь вперед, руки поставить впереди ступней на ширину плеч, примерно на 40-50 см. Далее перенести вес тела на руки, при этом сгибая их, голову наклонить к груди, затылок приблизить к мату. Оттолкнуться ногами и плавно сделать перекат вперед с круглой спиной, присев до упора (руки должны быть впереди ног). Упражнение делается в группировке.

Кувырок назад. Делается из упора присев, необходимо толкаясь руками, выполнить группировку тела, колени притянуть к плечам, голову наклонить вперед, перекатиться на лопатки, максимально быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, делая на них упор, занять положение присев. Во время кувырка ноги не разгибать. В момент переката через голову нужно опереться на поставленные руки на пол за плечами и отжаться.

Переворот в сторону. Исходное положение: стойка на правой ноги, левая – в сторону. Наклоняясь влево, оттолкнуться с помощью левой ноги, и постепенно опираясь руками о пол (мат) по одной линии,

Из стойки на правой ноге (левая – в сторону), наклоняясь влево, оттолкнуться левой ногой и, последовательно опираясь руками о пол по одной линии, сделать переворот боком через стойку на руках в стойку ноги врозь (при выходе в стойку на руках необходимо смотреть в направлении пальцев рук).

Сед углом. Статическое упражнение. Седы – это положения сидя на полу или на снаряде.

Исходное положение – сидя на мате, руки отвести назад на угол 45 градусов, опереться о мат. Ноги поднять вверх, чтобы получилась прямая линия от тазобедренного сустава.

Стойка на лопатках. Исходное положение: упор лежа. Поднять прямые ноги вверх, сделать перекат на лопатки и затылок, руками упереться в спину, локти при этом остаются на полу, туловище необходимо держать вертикально, ровно.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Акробатические упражнения

Решите примеры и узнайте названия упражнений в акробатике.

Решение:

  • 35 плюс 15 равняется 50. Минус 49 равняется 1.
  • 66 минус 6 равняется 60. Разделить на 30 равняется 2.
  • 9 умножить на 9 равняется 81. Плюс 5 равняется 86. Минус 83 равняется 3.
  • 42 минус 10 равняется 32. Разделить на 8 равняется 4.
  • 6 минус 5 равняется 1. 5 умножить на 1 равняется 5.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4, 5.

Подсказка: решайте примеры согласно математическим правилам.

2. События в мире акробатики

Разместите события на ленте времени.

1. 2.

3. 4.

5. 6.

Решение: Начните с размещения событий, которые вы лучше запомнили с теоретического материала.

Подсказка: Прослушайте еще раз видео или прочитайте конспект по данному уроку.

Правильный ответ:

2300 лет до н.э . – 5

Древняя Русь – 4

Конец 18 в. – 1

1900 г. – 3

1936 г. – 6

1939 г. – 2

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6