Дидактические цели.

1. Предметные:

Формирование представлений о Древнем Египте, формирование понятий Новое Царство, Египетская армия, фараон, захватнические войны; развитие умения анализировать исторические факты.

2. Метапредметные.

2.1. Познавательные:

Формирование способности решать проблемные задачи, анализировать и обобщать информацию.

2.2. Регулятивные:

Формирование умения организовывать работу с различными видами и источниками информации.

2.3. Коммуникативные:

Формирование готовности формулировать собственное мнение.

Личностные:

Формирование представлений о государстве Древнего мира.

Основные виды УУД:

Овладение знаниями о развитии человеческого общества и расцвете государства; умение анализировать и делать выводы.

Основные дидактические единицы:

Новое Царство, государство, колесница, Рамзеc II, северные походы.

1. В XVIII веке до н.э. в Египте вспыхнуло восстание рабов и бедняков. Смута внутри страны привела к тому, что Египет был захвачен соседями кочевниками на 130 лет. Во время порабощения египтяне освоили бронзу - сплав меди и олова. Бронзовые орудия труда и оружие были лучше деревянных и медных. Для борьбы с захватчиками была создана новая мощная армия. Так Египет вошел в эпоху своего расцвета.

2. Эпоха расцвета называется Новым Царством, самый главный ее признак - увеличение территории. Это означает, что египетское государство вело успешные захватнические войны.

3. Какой же была египетская армия? Наиболее многочисленная ее часть - пехотинцы. Они обычно вооружались копьями и небольшими деревянными щитами. Также они могли использовать луки, дротики, боевые топоры. Иногда пехотинцы одевали доспехи из кожаных полос. В армию забирали юношей на много лет.

4. В эпоху Нового царства в Египте появились новое средство передвижения - колесница. Дело в том, что до прихода кочевников, в Египте не было лошадей. Колесницы делали легкими и одноосными. То есть у колесницы было всего 2 колеса, расположенных на одной оси. Поверх оси устанавливали площадку для воинов. На каждый боевой колеснице располагалось два человека: возница и стрелок. Фараон всегда возглавлял свою армию.

5. Фараоны нового царства совершали военные походы по трем направлениям: на юг в Нубию, на север в Сирию и Финикию, и на запад - в Ливию.

6. Фараон Рамзес II вошел в историю благодаря войне с хеттами. Хеттское царство было большой и сильной державой, они раньше других стали использовать железо. Поэтому вооружение хеттской армии превосходило все остальные. Египтяне столкнулись с ними в битве при Кадеше. Победителей не было. Каждый царь приписывал успех себе.

7. Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н.э. фараон Тутмос III. Первый его поход был в Азию. Именно в этом походе состоялась битва при Мегиддо. Давайте рассмотрим ее подробнее.

8. Вы сейчас видите схему сражения. Как и любая историческая карта, она представляет собой некую шифровку. Используя эту схему, мы можем описать ход событий. Для начала обратим внимание на легенду - это часть карты, в которую вынесены условные обозначения. Из легенды можно узнать то, что против египтян выступила коалиция - т.е. объединенное войско. Еще в легенде обозначены дороги, значит, они важны для нашего рассказа.

9. После легенды надо обратить внимание на географические объекты. На этой схеме их немного: Кармельские горы, река Кина, города Арун, Таанах и Мегиддо. Все эти названия должны прозвучать в нашем рассказе.

10. Теперь попробуем восстановить ход событий. Сначала находим расположение войск перед битвой. Египтяне подошли по дороге к Кармельским горам. Противники расположились на дороге, ведущей в Мегиддо у города Таанах.. Почему они расположились там? Видимо они полагали, что египтяне пойдут в обход гор по дороге. Проход через горное ущелье был очень опасным, ведь в ущелье войска уязвимы. Как мы знаем из египетской хроники, Тутмос посоветовался со своими полководцами и принял решение идти через горы. Это было рискованно. Но таким образом он обхитрил противника. Войска коалиции пришлось развернуться и возвращаться в Мегиддо. Пройдя через горы, египетское войско встало лагерем, а потом разделилось на три части. Форсировав реку, фланги встали на возвышенностях, а центральная часть - в низине между ними. Они быстро поступили к городу, но не успели его захватить. Жители спрятались внутри. Как говорит хроника, египтянам пришлось осаждать Мегиддо 7 месяцев.

11. После Мегиддо Тутмос продолжил движение в Азию и подчинил себе земли Сирии и Финикии. Его войска дошли до реки Евфрат. Покоренным народам потребовалось несколько столетий, чтобы освободиться от власти египтян. Кроме того Тутмосу удалось захватить Нубию -  богатую страну, расположенную в югу от Египта. Теперь царство фараонов стало богатой и обширной страной.

Тест на усвоение материала ролика (правильный ответ стоит первым)

На какой срок кочевники захватили Египет?
130 лет
100 лет
300 лет
310 лет

Что такое бронза?
Сплав меди и олова
Сплав серебра и золота
Металл, который добывают из бронзовой руды
Разновидность железа

Эпоха расцвета Египетского царства называется
Новое царство
Великое царство
Древнее царство
Среднее царство

Сколько колес было у египетских колесниц
2
3
4

На какую страну нападали египетские войска в своих северных походах?
Финикия
Нубия
Ливия
Греция

В чем заключалось преимущество хеттов?
Они использовали железо
У них был сильный флот
У них была многочисленная армия
Они использовали тараны

Какой фараон возглавил египетскую армию в битве при Мегиддо?
Тутмос III
Рамзес II
Хеопс
Хефрен

Какого географического объекта нет на схеме битвы при Мегиддо?
Река Евфрат
Кармельские горы
Город Арун
Город Таанах

Кто выступил против египтян при Мегиддо?
Антиегипетская коалиция
Хетты
Гиксосы
Нубийцы

Чем закончилась битва при Мегиддо?
Город взяли после долгой осады
Осада оказалась безрезультатной
Жители сдались египтянам добровольно
Город был полностью уничтожен

Задание А1

Отчет вельможи о военном походе

Его величество отражал азиатов-бедуинов (кочевников). Его величество набрал войско из многих десятков тысяч во всем Верхнем Египте…, в Нижнем Египте‚ в западной и восточной половине Дельты на всем их протяжении... Его величество отправил меня во главе этого войска; местные князья, казначеи царя Верхнего Египта, единственные друзья дворца, главы и градоначальники Верхнего и Нижнего Египта, друзья, начальники переводчиков, начальники жрецов Верхнего и Нижнего Египта и начальники управлений округами стояли во главе отрядом подвластных им... селений и деревень…Это я начальствовал над ними…

Это войско вернулось благополучно, разворотив страну бедуинов. Это войско вернулось, благополучно‚ разорив страну бедуинов. Это войско вернулось благополучно, снеся ее крепости. Это войско вернулось благополучно, срубив ее смоковницы (фиговые деревья, инжир) и виноградники.

Вопросы к документу

1. Какую задачу поставил фараон перед автором документа?

2. Как вельможа выполнил поставленную перед ним задачу?

Задание Е3 приложено отдельно

Задание В1

На контурной карте (прилагается) обозначь основные направления походов Тутмоса III.

Задание С2

Выбери одну из иллюстраций войско1, войско2, войско3 и найди на ней элементы из иллюстрации войско4. (иллюстрации прилагаются).

Ссылки на дополнительные материалы

Фото экспонатов из Египетского музея (Берлин)
Фото экспонатов из Египетского музея  (Турин)
Хронология. Династия. Династии Древнего Египта. Египтопедия. Электронная энциклопедия Древнего Египта.
Древние египтяне. Битва за Мегиддо. канал История Мира ТВ.