Дидактические цели.

1. Предметные: формировать представление культуре древних египтян, религии населения, научных достижениях египтян; выявить причины возникновения религии, научных знаний и письменности, формировать умение выявлять причинно-следственные связи между явлениями, формировать понятия «религия», « миф», «иероглиф» и умение ими оперировать, выделять основные смысловые единицы текста; сравнивать и анализировать исторические факты

2. Метапредметные:

2.1. Познавательные: формирование способности решать проблемные , творческие задачи, анализировать , обобщать и сравнивать информацию.

2.2. Регулятивные: формирование умения организовать работу с различными видами и источниками информации, умение осуществлять самооценку.

2.3. Коммуниативные: формирование готовности формулировать собственное мнение, давать оценку событиям.

3. Личностные: формирование интереса к важнейшим событиям прошлого, формирование представления о поликультурном мире, развитие исторического мышления.

Основные виды УУД: умение работать с текстом, умение анализировать и делать выводы.

Основные дидактические единицы: религия, миф, письменность, иероглиф.

Дополнительные источники информации:
«Мифы и легенды Древнего Египта» под редакцией И. Рак. – «Стрекоза – Пресс», 2005.
Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.
Энциклопедия для детей «Всемирная история» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.
Энциклопедия для детей «Культура мира» под редакцией Е. Ананьевой. – М.: «Аванта», 2004.
Энциклопедия для детей «Религии мира» под редакцией Г. Храмова., Е.Аксеновой – М.: «Аванта», 2001.
Энциклопедия для детей «Страны, народы, цивилизации» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.

План урока.

1. Мотивационный момент, постановка учебной задачи.
2. Причины возникновения религии и мифов.
3. Во что верили древние египтяне.
4. Развитие научных знаний.
5. Письменность древних египтян.

Ход урока.

1. Здравствуйте ребята!
Вы уже познакомились с государством и жителями Древнего Египта, их занятиями. Наша с вами задача сегодня понять, как появились и что представляли собой письменность, знания и религия египтян.
- Давайте задумаемся, для чего современные люди учатся писать, ходят в школу, изучают разные предметы, многие люди ходят в церковь?
Конечно, письменность и знания необходимы нам в повседневной жизни, мы не сможем ориентироваться в окружающем мире, если не умеем писать или читать, не знаем основ математики или географии. Человек устроен так, что с детства нас интересуют ответы на различные вопросы. Чем старше мы становимся, тем больше возникает вопросов и сложнее найти на них ответы.

2. Причины возникновения религии и мифов.
Жизнь людей и сейчас во многом зависит от природы, нам необходимо, чтобы светило солнце, шли дожди, земля давала урожай. В древности люди были еще более зависимы от сил природы. Они не понимали, как возникают определенные явления природы: почему светит солнце, идет дождь, сменяется день и ночь, но делали попытки их объяснить. Давайте и мы попробуем ответить на эти вопросы.
- Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, почему происходит смена дня и ночи?

Правильно, это зависит от движения земли вокруг своей оси. Но ведь в древности люди еще не обладали современными знаниями, как не обладают ими сегодня совсем маленькие дети, которые постоянно задают вопрос « почему?».
- Представьте, что вам необходимо объяснить маленькому ребенку, почему идет дождь или светит солнце, как вы это сделаете?
- Вспомните, какие объяснения этим явлениям даются в сказках?

Все явления природы объясняются действиями каких - либо героев, богов, которые в зависимости от настроения посылают на землю дождь, грозу или засуху.

Так возникают мифы и религия.
Миф (др.- греч сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о богах, героях.
Религия - вера в сверхъестественные силы.
Мифы и религия позволяли египтянам дать ответы на интересующие их вопросы о человеке, жизни и смерти.

3. Во что верили древние египтяне. Мифы о богах и их деяниях — добрых и злых — египтяне записывали на свитках папируса, вырезали на камнях храмов, изображали на стенах подземных усыпальниц. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила. Давайте с ними познакомимся.

- Посмотрите на карту и вспомните, где расположен Древний Египет и какой был там климат?
- От каких природных явлений зависела жизнь древних египтян?
Основным занятием египтян было земледелие. Вся их жизнь зависела от солнца, поэтому самым главным богом египтяне считал бога Солнца, которого называли Ра, Амон, или Амон-Ра.

Каждое утро Амон-Ра появляется на востоке и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет солнечный диск. Вечером лодка Амона - Ра на западном краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог света вступает в бой с богом тьмы, свирепым змеем, по имени Апоп. Сражение длится всю ночь, в нем всегда побеждает солнечный бог, первые лучи солнца знаменуют его победу и возвещают начало нового дня.

- Как вы думаете, какое явление природы объясняли египтяне этим мифом?
Конечно, это смена дня и ночи.
Особо почитаемым в Египте был бог Осирис. По легенде Осирис ранее был царем Египта, именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Его младший брат Сет был богом пустыни, он завидовал Осирису и ненавидел его.
- Посмотрите внимательно на изображение , перед вами боги Сет, Осирис и его жена Исида. Как вы думаете, что изображено на иллюстрации? Попробуйте составвить рассказ по картинке.

На самом деле, легенда гласит, что однажды Сет, придя на пир к Осирису, принес с собой гроб, со словами "Кому этот гроб придется в пору, тому он и достанется." Подарок никого не удивил, т.к. египтяне смолоду готовились к загробной жизни в царстве мертвых. Гости по очереди примеряли гроб на себя, но стоило Осирису лечь в него, как хитрый Сет захлопнул крышку. Его слуги бросили гроб в воды Нила. Жена Осириса, богиня Исида, почитавшаяся в Египте как покровительница материнства, домашнего очага, долго искала горб с телом мужа в болотах дельты Нила. Найдя же, она чудесным образом его оживила. Однако Осирис не пожелал оставаться на земле, а стал судьей в царстве мертвых.
- Что пытались объяснить египтяне этим мифом?

С чудесным его воскрешением египтяне стали связывать время разлива Нила, считалось, что он начинается, когда Осирис оживает, а с ним после засухи оживает и природа.
Верили египтяне и в то, что после смерти человек отправляется в " царство мертвых", где правит бог Анубис. Прежде всего, каждому умершему предстоит пройти через суд Осириса, он приносит клятву, что не совершал зла в своей земной жизни. С помощью весов, на одну чашу которых кладут записанную клятву, а на другую фигурку богини правды Маат, Осирис определяет, лжет ли человек. Свирепое чудовище с головой крокодила и телом льва готово проглотить любого кто говорит неправду. Праведников же пропускают в царство, где есть тепло, свет царит покой.

Как вы видите, богов своих египтяне изображали в виде животных и птиц или людей с головами птиц или животных. Мифы о них возникли еще в те незапамятные времена, когда на месте пирамид была ровная, как стол, пустыня, а на месте Сфинкса — скала желтоватого песчаника. Многих богов египтяне страшились, потому что они, как и все силы природы, были жестоки к людям. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили.
Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы:
- Кто такие жрецы и какой властью они обладали?
- Почему случались конфликты между жрецами и фараонами?
- Почему фараон Аменхотеп хотел перейти к единобожию и ему это не удалось?

Таким образом, жрецы обладали большой властью не только в жизни простых людей, но и в управлении государством. Реформа Аменхотепа потерпела неудачу, т.к. на сопротивление жрецов, лишившихся крупных пожертвований, а также простых людей, ведь Атон не мог отразить всех их сторон жизни, следовательно, не мог и защитить от всего, нужна была поддержка других сверхестественных сил. Многобожие в Египте сохранится еще долгое время.
4. Развитие научных знаний. Однако египтяне занимались и наукой. Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней. Эти сведения зачастую были неполными, покрытыми завесой тайны. Bo многом, эта таинственность связана с тем, что хранителями научной традиции были жрецы, а наука тесно переплеталась с религией. Многие знания, особенно имевшие некий сакральный смысл, тщательно оберегались и были доступны лишь избранным.
- Почему носителями научных знаний стали жрецы, призванные поддерживать в народе веру в сверхъестественные явления в окружающем мире?
После просмотра небольшого видеоролика, скажите, какая наука получила наибольшее значение и почему? https://www.youtube.com/watch?v=zLLyOqtZRM

В области научных познаний наибольшее развитие в Древнем Египте получила математика. Греки считали, что родиной геометрии является Египет.

Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого и началось развитие математики. Египтяне умели умножать и делить, умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными. Строительство пирамид и создание системы искусственного орошения свидетельствует о развитии инженерных наук, геометрии. Попробуйте вычислить основания пирамиды Хеопса, если в основании квадрат со стороной 230 м?

Химия в Древнем Египте — наука, имевшая отчасти сбоку сакральный характер. Главная область приложения химических познаний — создание мумий, чтобы душа могла вновь вселиться в тело в "царстве мертвых". Применялись химические знания и в изготовлении стекла. Фаянсовые украшения, бусы из цветного демонстрирует умение египетских стекловаров использовать разнообразные добавки для окрашивания стекла.

- Посмотрите на изображение и попробуйте догадаться, от каких болезней могли лечить древнеегипетские врачи?
Египетские медики лечили различные лихорадки, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египетские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне.

С глубокой древности основным источником накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность. Для грамотной организации годичного сельскохозяйственного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила. Для этого египетские жрецы вели наблюдения за звездами, составляли карты звездного неба. Помимо Сета — Сириуса, важнейшей звезды для древних египтян, на этих картах присутствует Венера, Вечерняя звезда.

Видимо, именно от древнеегипетских жрецов пошла традиция, изображать на картах звездного неба созвездия в виде символических фигур. Внимательное наблюдение за небом позволило египетским жрецам довольно быстро научиться определять разницу между звездами и планетами. Ими была вычислена продолжительность года, он у них составлял 365 дней.

Таким образом, египтяне смогли заложить основы многих современных наук, которые вы изучаете сегодня.

5. Письменность древних египтян. Мы видим, что потребности хозяйства, религии, обыденной жизни людей привели к накоплению знаний – математических, астрономических, биологических, медицинских. Возникла необходимость все эти знания сохранить и передать потомкам.
_ Представьте, что вы решили какую-нибудь сложную задачу или сочинили стихотворение. Что вы сделаете, чтобы их не забыть и показать друзьям?
Конечно, вы их запишите. Так возникает необходимость создать свою письменность. Но как это сделать?
- Давайте с вами представим, что мы, как маленькие дети, совсем не умеем писать и попробуем создать свою систему письменности.
- Представьте, что нам с вами нужно записать слово солнце, не зная букв, как вы это сделаете? Запишите это у себя в тетради.
Итак, чтобы обозначить слово на письме вы его просто нарисовали. Также поступали и египтяне.
Их письменность была основана на иероглифах - знаках-рисунках, обозначавших какой-либо предмет, действие или просто звук.

Сам термин "иероглиф" обозначает "священные вырезанные". Как вы уже догадались, использовали письмо в основном жрецы и специально обученные люди - писцы, ведь запомнить, как записать более 700 иероглифов и научиться их читать, причем гласных египтяне не писали, под силу было не каждому. Например, иероглиф ДОМ мог обозначать и слово "дом" и любое другое слово, где встречаются согласные "д" и "м". Поэтому тот человек, который мог читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.
Писали же египтяне на различных материалах: камне, дереве, глиняных черепках. Но самое большое распространение получил папирус - так назывался тростник, из которого получался после обработки материал очень похожий на современную бумагу. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы.
- Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян?

Листы папируса обычно скрепляли друг с другом, а для того чтобы было удобнее хранить сворачивали в свиток. Длина свитков иногда достигала 45 метров.
- Как вы думаете, какую роль сыграло изобретение письменности?
Без изобретения письменности и средств передачи не смогли передавать знания следующим поколениям и развиваться в дальнейшем.
А теперь попробуем ответить на несколько вопросов.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что вызвало трудности?
- Что вас удивило?
- Что бы вам захотелось больше и лучше узнать?

Самостоятельные задания.

Задание 1.
Какие боги почитались в Египте?
Чему они покровительствовали?
На основе дополнительной литературы, выясните каким еще богам, поклонялись древние египтяне и как они их изображали. Результаты оформите в виде таблицы.

Задание 2.
1. Выберите правильный ответ
Египтяне поклонялись:
А) одному богу;
Б) двум богам;
В) множеству богов.

2. Приведите в соответствие
А) Бог земли, изображавшийся в виде человека с головой змеи
Б) бог пустыни и песчаных бурь, брат Осириса
В) бог-писец с головой ибиса, изобретатель чисел
1) Сет 2) Тот 3) Геб

3. Приведите в соответствие
А) бог солнца и сета, самый могущественный и прекрасный
Б) фараон и судья в царстве мертвых, бог умирающей и воскресающей природы
В) богиня неба, изображавшаяся в виде пятнистой коровы
1) Осирис 2) Нут 3) Амон-Ра.

Задание 3.
Сохранилось несколько древнеегипетских задачников по математике, написанных на папирусе. Попробуйте и вы решить одну из них:
Было 7 домов, в каждом 7 кошек, каждая кошка съела 7 мышей, каждая мышь съела 7 колосков. Каждый колос может дать 7 мер зерна. Сколько всего было кошек и мышей? Сколько мер зерна могли сохранить для египтян все кошки?

Задание 4.
Известно, что египетские зубные врачи умели закреплять шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой золотой проволоки. Почти пять тысяч лет назад им удавалось просверлить отверстие в больном зубе, чтобы удалить его испорченную часть. Откуда учёные нашего времени могут об этом знать?

Задание 5.
Опираясь на знания о письменности египтян и значения иероглифов, попробуйте записать несколько предложений египетскими иероглифами.

Это интересно!
Некоторые ученые считают, что более красивой письменности не удалось создать ни одному другому народу, однако после 5 века нашей эры иероглифическое письмо было утеряно. Всего 200 лет назад французский ученый Ж. Ф. Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы и вернуть из забытья мифы, легенды, и знания древней цивилизации. В расшифровке иероглифов ему помогла находка в Египте надписей, сделанных сразу на двух языках — египетском и древнегреческом. Шампольон обратил внимание на то, что некоторые иероглифы обведены овальной рамкой, а в греческом тексте рамкой обведено имя царя — Птолемей. В другой надписи то же самое сделано с именем Клеопатра. Шампольон предположил, что в именах иероглифы были буквами. Подставив под каждый знак букву, он впервые прочёл иероглифы. Пользуясь разгаданными иероглифами, он прочёл во многих других надписях имена фараонов. В дальнейшем Шампольон, пользуясь коптским языком, расшифровал все иероглифы.