Обществознание. 11 класс

Урок 13. Экономика потребителя

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 13. Экономика потребителя

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Потребление.
  2. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.
  3. Семейный бюджет.
  4. Пути пополнения семейного бюджета.

Тезаурус:

Дефицит - недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег.

Доходы – денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Общество – группа людей, объединившихся для совместной деятельности (общество книголюбов, общество журналистов).

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Потребление - использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей.

Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

Расходы – это сумма, израсходованная для оплаты товаров или услуг.

Рациональное экономическое поведение - стремление индивидуума получить

максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Семейный бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год).

Товар – продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путём обмена, купли-продажи.

Экономика – наука о способах рационального ведения хозяйства.

Ключевые слова

Рынок товаров и услуг; потребление; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя; семейный бюджет

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 11 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, М.В. Телюкина. Москва. Издательство «Просвещение», 2014. – С. 7 - 17.

Обществознание в вопросах и ответах. Пособие – репетитор / Белокрылова. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001. - С. 280 – 303.

Учебник по основам экономической теории / рук. Авт. Колл. – В.Д. Камаев. М.: Владос, 1995, - С. 111-137.

Интернет- ресурсы:

http://allcalc.ru/node/378

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Потребитель – это гражданин, купивший либо собирающийся купить продукт (услугу) с целью удовлетворения индивидуальных (бытовых) потребностей.
Каждый человек в современном обществе пользуется теми или иными предметами, которые он приобрёл за деньги. 
Потребителями являются все без исключения, вне зависимости от пола, возраста и профессии. В том числе и продавец, стоящий за прилавком – потребитель. 
И богатый бизнесмен  тоже потребитель,   так как он ездит на автомобиле, который купил. В том числе и глава государства считается потребителем, так как костюм, который на нём надет, он тоже сшил не сам.

Потребителем может быть не только человек, что ранее приобрел продукт и применяет его, но даже и тот, кто только собирается это сделать. Данное означает, то что в случае, если вы направились к продавцу с просьбой продемонстрировать продукт и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.
Возможна и подобная ситуация, когда один человек  приобретает продукт в подарок другому. 
Помните то, что потребителем является не только гражданин, что приобретает продукт (услугу), однако и тот, кто непосредственно этим продуктом (услугой) пользуется.
Даже тот, кому будет вручён данный продукт в качестве подарка, будет его потребителем.
Возможна и такого рода ситуация: своим работникам компания приобретает туристические путёвки.

В данном случае работники данной компании также считаются потребителями, несмотря на то, что они не  оплатили услугу.
Различают производственное и непроизводственное потребление. Под производственным потреблением имеется в виду потребление  продукта производственно-технологического направления в процессе  формирования иной продукции. 
Например: из зерна производят муку;  станок применяется с целью производства продуктов, а с целью приведения станков в действие применяют электроэнергию.
Непроизводственное потребление  может быть как общественное, так и личное . 
Для общественного потребления характерно использование созданных ценностей в интересах общества в целом или группы (групп) членов общества.

К нему относятся задачи управления экономикой, вопросы  защиты государства, безопасности, обеспечения жизнедеятельности населения .
К общественному  потреблению можно отнести, к примеру, организацию городского транспорта, строительство железных и автомобильных дорог.
Следует отметить, что ценности, формируемые с целью общественного потребления, даются в форме услуг.
Личное потребление делится на индивидуальное и семейное, а проявляется в удовлетворении потребностей индивидов или их коллективов.

Это связано с необходимостью физического поддержания жизни людей путем использования ими пищи, одежды, жилищных удобств, а также с потребностями интеллектуального характера, удовлетворяемыми, например, путем образования или проведения досуга.

Рациональное поведение потребителя -  это продуманное поведение, что подразумевает сравнение итогов действия с расходами. Если при небольших доходах гражданин истратил большое количество средств в торговом центре и сейчас ощущает финансовые проблемы в приобретении продуктов первой необходимости, в таком случае, это пример нерационального поведения.
Наоборот, если человек  осуществляет контроль своих затрат и соотносит  их с доходами, то это считается образцом рационального поведения. 

В государствах с командной экономикой действия потребителей контролируются. Рыночная экономика наделяет граждан законом беспрепятственного финансового действия, в таком случае имеется суверенитет потребителя.

Суверенитет потребителя – это возможность собственника любых видов ресурсов распоряжаться данными ресурсами.

Этапы рационального поведения потребителя:

- осознание необходимости покупки;

- поиск информации о товаре или услуге;

- оценка возможных вариантов покупки.

Прежде всего, при принятии решения потребителем, работником, семьянином либо гражданином в расчет обязан приниматься его доход.

Доход способен выражаться в денежных единицах либо в объёме благ, какие возможно на него приобрести.

Семейный бюджет – это расчёт будущих затрат и прибыли в семье.

Доходная часть бюджета – это денежная прибыль, получаемая членами семьи.

Расходная часть бюджета – это общие финансовые расходы семьи на какие-то продукты, приобретения и т.д.

Главный смысл в том, чтобы затраты никак не превышали прибыли. Если затраты равны прибылям – бюджет сбалансированный . Когда затраты превосходят прибыли, в таком случае говорят, что бюджет имеет дефицитный . Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, в таком случае бюджет называется избыточным.

Приобретая что-либо за деньги, мы становимся потребителями, таким образом тема данного урока касается каждого человека и изучив ее мы вы станете чувствовать себя комфортнее на сложном рынке товаров и услуг.

Разбор типового тренировочного задания

Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления?

А. Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в стране.

Б. Потребности людей в разнообразных товарах и услугах на протяжении веков остаются неизменными.

Правильный вариант/варианты: 1.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Потребитель, выбирая товары и ___________(А), активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.

___________(Б) — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителями также выступают фирма, организация и ___________(В) в целом.

Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный (потребительский) __________(Г) — баланс денежных доходов и расходов семьи; цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема ___________(Д) выбора.

Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет __________(Е) потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) рациональный 4) потребитель 7) потребление

2) суверинитет 5) бюджет 8) товар

3) государство 6) услуга 9) дефицит

Правильный вариант: услуга, потребитель, государство, бюджет, рациональный, суверенитет

Вариант «А» отсутствует!

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6