Математика. 4 класс

Урок 55. Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб)

Конспект урока

Математика, 4 класс

Урок № 55. Деление на двузначное число

(цифра частного находится способом проб)

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

- Как делить многозначное число на двузначное?

- Как подобрать цифру частного?

Глоссарий по теме:

Делимое – число, которое подвергается делению.

Делитель – число, на которое делят делимое.

Частное – результат деления одного числа на другое.

Неполное частное – результат деления с остатком, который показывает, какое максимальное число раз делитель содержится в делимом.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1.Демидова Т. Е., Козлова С. А. Математика. 4 класс. 3 ч. – М.: Баласс, 2008. – С. 32-35.

2. Моро М. И., Бантова М. А. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

3. Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С. Н. Математика. 4 класс. Учебник. Часть1. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. – С. 126

4. Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика. Учебник для 3 класса нач. шк. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 131

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Подберем значение частного 273 : 39.

Рассмотрим несколько способов подбора частного ваших сверстников.

Соня сначала попробовала число 5, так как оно среднее среди однозначных чисел.

39 · 5 = 195, 195 < 273, значит, нужно пробовать

большие числа.

Попробовала число 6.

39 · 6 = 324, 234 < 273, значит, нужно пробовать число 7.

Умножила 39 на 7.

39 · 7 = 273, 273 = 273. Значит, 273 : 39 = 7

Рома начал подбирать так же, как Соня:

39 · 5 = 195.

Но сразу догадался, что пробовать число 6 не нужно, потому что между числами 195 и 273 большая разница: 273 – 195 = 78. А делитель 39.

Поэтому стал проверять цифру 7.

39 · 7 = 273

Аня сначала попробовала самое большое число 9, а потом, как Рома стала пробовать 7.

Олег взял число 7, потому что при умножении числа 39 на значение частного в разряде должно получиться 3, а это может быть, только когда 9 умножаем на 7. Умножив 39 на 7, получил 273. Значит, значение частного найдено верно.

Ты можешь пользоваться любым понравившимся тебе способом.

Разделим 21390 : 62.

Выделим первое неполное делимое, 213 сотен. Так как деление начинаем с сотен, в частном получим 3 цифры. Обозначим их точками. Ищем цифру частного.

21 : 6 = 3, получаем пробную цифру 3.

Проверяем:

62 · 3 = 186, 186 < 213, значит, цифра три подходит. Записываем ее в частном.

213 – 186 = 27. Остаток 27 меньше делителя 62. Продолжаем деление.

Второе неполное делимое 279 десятков. Ищем цифру частного.

27 : 6 = 4 ,получаем пробную цифру 4.

Проверяем:

62 · 4 = 248, 248 < 279, значит, 4 подходит. Записываем её в частном.

Умножаем 62 на 4, будет 248.

Вычитаем 279 – 248 = 31, 31 < 62

Третье неполное делимое 310 единиц. Находим цифру частного.

31 : 6 = 5, получаем пробную цифру 5. Проверяем:

62 · 5 = 310, значит, цифра 5 подходит. Записываем ее в частном.

Умножаем 62 на 5, будет 310. После вычитания получаем 0. Остаток 0 меньше делителя. Деление завершено. При делении числа 21390 на 62 получилось частное 345.

Задания тренировочного модуля:

Среди приведённых выражений только одно решено верно. Подчеркните его.

155 : 31=50

214 : 24=19

276 : 69=4

Правильный ответ: 276 : 69=4

Не вычисляя, распределите выражения по группам: где в частном 2, а где 3 цифры.

Правильный вариант:

В частном 2 цифры: 128 : 2, 128 : 4

В частном 3 цифры: 12864 : 64, 1208 : 8, 12832 : 16

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6