1. Конспект урока.

 

Максим Горький писал: «Слова, дружище, как листья на дереве. Чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево!»

Чтобы понять смысл этого высказывания, рассмотрите лингвистический рисунок:

Дерево с корнем  -СВЕТ-, ветвями листьями: светать, светить, светлый, светильник, свеча, освещать, светолюбивый, засветло, рассветать ,рассвет и т.д.

Он помогает понять, как образуются слова в русском языке. Как дерево растёт от корня, так и новое слово образуется от исходной (словообразующей) основы. В свою очередь основа может состоять из одной или нескольких морфем. Вот, например, морфема  -Ш-. что она обозначает? Сознайтесь: непонятно. А если мы прочитаем слова с этой морфемой : шла, прошло, то догадаемся, что корень Ш  обозначает движение, причём не всякое, а движение пешком. Однако в одиночку , без других морфем, этот корень ничего выразить не может. Значит, ему должны помочь  в образовании новых слов  словообразующие морфемы.

Возьмём, например, исходную основу с корнем  УЧ и с помощью суффикса И получим глагол УЧ-И-ТЬ, существительные : УЧ-ЕНИК и УЧ-И-ТЕЛЬ, УЧ-ИЛИЩ-Е и УЧ-ЕНИ-Е, прилагательное УЧ-ЁН-ЫЙ.  Такой способ словообразования называется суффиксальным.

А если к исходной основе присоединяется приставка, то новое слово образуется приставочным способом.

Давайте сыграем в игру. В ней будет участвовать исходное слово Ш-Л-И (в нём  уже известный нам корень Ш со значением движения, суффикс прошедшего времени Л и окончание множественного числа –И. А ещё в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами. Образуйте как можно больше  слов  приставочным  способом.

ВЫ-ШЛИ               ОБО-ШЛИ

ПО-ШЛИ               ЗА-ШЛИ

ПЕРЕ-ШЛИ         

ПОДО-ШЛИ

ПРО-шли
ПЕРЕ-ШЛИ

ОТО-ШЛИ

СО-ШЛИ

Так же, как суффиксы, приставки образуют новые слова с самостоятельным значением.

Прежде чем узнать о третьем способе словообразования в русском языке, предлагаю разгадать загадку:

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Конечно, вы догадались: речь идёт о подснежнике. Интересно, как образовалось это имя существительное? Попробуем выделить исходную словообразующую основу. Отбросим приставку – слова  СНЕЖНИК в русском языке нет. Уберём суффикс – и слова ПОДСНЕЖ не существует. Это тот случай, когда слово образовано приставочно-суффиксальным способом. При таком способе словообразования к исходной основе одновременно прибавляются две словообразующие морфемы: приставка и суффикс. Помогает определить , каким способом образовано новое слово, его  лексическое значение: ПОДСНЕЖНИК – цветок, который появляется весной из-под снега.

А теперь вернёмся к нашему лингвистическому рисунку. На словообразовательном дереве есть листья: СВЕТОЛЮБИВЫЙ, СВЕТЛОВОЛОСЫЙ, СВЕТОФОР. Как же образовались эти слова?

И вновь нам поможет лексическое значение слова. Светолюбивый  любит свет, светловолосый – имеющий светлые волосы. В этих  именах прилагательных сложены  два корня. И в слове светофор исторически главных значимых частей слова было две. Корень –ФОР- от греческого ФОРОС – несущий.  Значит, СВЕТОФОР – это прибор, дословно СВЕТ НЕСУЩИЙ.

Таким образом, ещё один способ словообразования – СЛОЖЕНИЕ. При образовании слов способом сложения происходит объединение исходных частей слов с помощью соединительных гласных или без них. Слова, образованные этим способом, называются сложными.

Предлагаю определить, как образовались сложные слова: ГЛУБОКОВОДНОЕ, САБЛЕЗУБЫЙ, МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ, ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ, БОЛЬШЕРОГИЙ.

В каком школьном учебнике встречаются эти слова? (Природоведение)

Составьте и запишите словосочетания с этими сложными словами. Проверьте себя:

ГЛУБОКОВОДНОЕ СООБЩЕСТВО

САБЛЕЗУБЫЙ ТИГР

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ И МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ

БОЛЬШЕРОГИЙ ОЛЕНЬ

Итак, сегодня узнали об основных способах образования слов в русском языке:

ПРИСТАВОЧНОМ, СУФФИКСАЛЬНОМ, ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНОМ И СЛОЖЕНИИ.

 

 

2. Дополнительная информация

 

            Рекомендуемые тренажеры:

 

Давайте сыграем в игру. В ней будет участвовать исходное слово Ш-Л-И (в нём  уже известный нам корень Ш со значением движения, суффикс прошедшего времени Л и окончание множественного числа –И. А ещё в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами. Образуйте как можно больше  слов  приставочным  способом.

ВЫ-ШЛИ               ОБО-ШЛИ

ПО-ШЛИ               ЗА-ШЛИ

ПЕРЕ-ШЛИ         

ПОДО-ШЛИ

ПРО-шли
ПЕРЕ-ШЛИ

ОТО-ШЛИ

СО-ШЛИ

 

            Рекомендуемые тесты:

Составьте и запишите словосочетания с этими сложными словами. Проверьте себя:

ГЛУБОКОВОДНОЕ СООБЩЕСТВО

САБЛЕЗУБЫЙ ТИГР

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ И МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ

БОЛЬШЕРОГИЙ ОЛЕНЬ