Литературное чтение. 1 класс

Урок 56. И. Пивоварова. «Кулинаки-пулинаки». О. Григорьев. «Стук». И. Токмакова. «Разговор Лютика и Жучка»

Конспект урока

Литературное чтение, 1 класс

Урок 56. И. Пивоварова. «Кулинаки-пулинаки». О. Григорьев. «Стук». И. Токмакова. «Разговор Лютика и Жучка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Произведения детских поэтов. И. Пивоварова. «Кулинаки-пулинаки». О. Григорьев. «Стук». И. Токмакова. «Разговор Лютика и Жучка»
  2. Стихотворение (общее представление, особенности построения, выразительные средства)

Глоссарий по теме

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи.

Рифма – созвучие в окончаниях двух или нескольких слов. Как правило, она расположена в концах строк.

Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую надо произносить быстро и чётко.

Поэт – автор стихотворных, поэтических произведений.

Ключевые слова

Юмористическое произведение; сравнение произведений, скороговорка, стихотворение, рифма.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 /(Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 8-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 79с.:ил. – С. 14-16
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. С. 48-49
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

Цель нашего урока:

- познакомиться со стихотворениями И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки», О. Григорьева «Стук», И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка».

Задачи урока:

- умение определять жанр и тему произведения;

- анализировать и сопоставлять средства выразительности.

На уроке мы познакомимся с произведениями И. Пивовароваой «Кулинаки-пулинаки», О. Григорьева «Стук», И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка». Научимся сравнивать произведения разных авторов.

Сможем находить признаки стихотворного текста.

Основное содержание урока

Сегодня наш урок с большим секретом,

Есть вопросы — нет ответов.

Веселитесь, размышляйте,

Отвечайте, рассуждайте.

Найдите ответы на вопросы

в разделе «В шутку и всерьёз».

Мы услышим стук и смех, лай собак и тиканье часов. Что же может объединить столько разных слов? Конечно, весёлые стихи. Ведь мы с вами путешествуем по разделу «И в шутку и всерьёз». Сегодня вас приветствуют поэт Олег Григорьев и поэтессы Ирина Токмакова и Ирина Пивоварова. А кто же такой поэт?

Поэт– автор стихотворных, поэтических произведений. Итак, вперёд, мой юный вдумчивый читатель. К новым приключениям и открытиям.

Откроем страницу 14 нашего учебника Литературное чтение и прочитаем первое стихотворение Олега Григорьева «Стук».

Можно ли это произведение назвать стихотворением? Да, есть рифма – созвучие окончаний строк, ритм. Что удивило вас в этом стихотворении? Необычная концовка: стук в ведре, будто выбросили не бумагу, а утюг. Что же помогло поэту создать шуточное стихотворение? Воображение и юмор – это первые помощники для создания юмористического произведения.

Эти же качества и плюс наблюдательность помогли Ирине Токмаковой, прекрасной детской писательнице, сочинить стихотворение «Разговор Лютика и Жучка». Страница 14.

Создаётся ощущение, что человек, читающий это стихотворение смеётся. Почему так получилось? Ирина Петровна использует «щекочущие» звуки: [ч, щ, ш] и повторы, которые создают ощущение смеха. Получилась очень забавная картинка. Наблюдательность помогла писательнице: увидела она, как сел на лютик жучок, закачались листики и цветок, словно растение засмеялось и родилось стихотворение – шутка. Произведение Ирины Токмаковой очень похоже на скороговорку.

Скороговорка – фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую надо произносить быстро и чётко.

С ещё одной скороговоркой мы встретимся на странице 15. Называется она «Кулинаки – пулинаки», и сочинила её Ирина Михайловна Пивоварова. Талантливая писательница и иллюстратор. Сразу по названию можно определить, что произведение шуточное. Прочитаем его.

Произведение Ирины Михайловны напоминает небылицу. Как Вы думаете, данный тест можно назвать стихотворением? Конечно, здесь есть ритм и рифма. Посмотрим на рифму внимательно, меняются ли слова в конце строк? Пулинаки – собаки, часы – носы: слова не изменились, как же поэтесса добилась путаницы? Остальные слова стали шалить и менять свои места. В итоге получилось весёлое стихотворение – небылица. Но это ещё и скороговорка: слова повторяются, хоть и меняются местами.

Сравнивая произведения Олега Григорьева, Ирины Токмаковой и Ирины Пивоваровой, можно сказать, что все стихи шуточные. Чтобы создавать такие стихотворения, надо иметь воображение и юмор, уметь видеть необычное в обычном.

Разбор типового тренировочного задания

Подчёркивание элементов

Подчеркните слова, которые произносит Жучок.

– Лютик, Лютик, что хохочешь?

– Да ведь ты меня щекочешь!

Так листочки мне щекочешь,

Что не хочешь — захохочешь!

Ответ

– Лютик, Лютик, что хохочешь?

– Да ведь ты меня щекочешь!

Так листочки мне щекочешь,

Что не хочешь — захохочешь!

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6