Музыка. 1 класс

Урок 14. Музыкальное путешествие к нашим соседям: Молдавия. Как рождается ритм

Конспект урока

Музыка, 1 класс

Урок 14. «Музыкальное путешествие к нашим соседям: Молдавия. Как рождается ритм»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Музыкальная культура Молдавии, практическое сопоставление ладового строя и ритмических особенностей молдавских народных песен и танцев с музыкой восточных славян.
  2. Разнообразие жанров и образов в музыке Молдавии.
  3. Музыкальные инструменты Молдавии, их сравнение с музыкальными инструментами других народов.

Глоссарий по теме:

Молдавская народная музыка наполнена танцевальными ритмами и исполнительскими приёмами. Музыканты их называют штрихами.

В танцах и песнях молдаван мы слышим, как некоторые звуки выделяются по сравнению с другими, на них словно заостряется внимание. Это – акценты. Акцент – прием, при котором один звук исполняется громче других. Акценты необходимы в быстрой и чёткой танцевальной музыке. Они помогают танцорам.

Легко услышать, как некоторые звуки молдавских мелодий исполняются отрывисто, коротко. Это – стаккато. Стаккато – отрывистое исполнение звуков. Оно придаёт звучанию лёгкость, непринужденность.

Некоторые мотивы в мелодии танцев и песен звучат слитно, в них один звук плавно переходит в другой. Это – легато. Легато – связное, плавное исполнение звуков. Легато необходимо не только для исполнения лирических песен и распеваний. Мы встретим легато в самой разной музыке.

Ключевые слова

Народная музыка; фольклор; песни; восточные славяне; Молдавия; Украина; Россия; Белоруссия; интонационный строй; образное содержание; исполнитель; оркестр; танец, ритм, стаккато, легато, акцент.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Г.П. Сергеева. Музыка. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 70-71.
  2. Г.П. Сергеева. Музыка. Творческая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2014. – С. 22-23.

3. Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.

На уроке мы узнаем о разнообразии музыкальных жанров Молдавии;

научимся сопоставлять тембры народных инструментов Молдавии и восточных славян;

сможем применить свои знания в творчестве.

Основное содержание урока

  1. Заглянем в концертный зал. Какое яркое выступление музыкантов и танцоров! Чем, по вашему мнению, замечателен этот танец? Поразмышляйте, какому народу может принадлежать эта музыка? Русским, украинцам или белорусам? А может быть, услышанная музыка вообще не имеет отношения к народной музыке славян? Вы послушали один из самых знаменитых танцев Молдавии – «Молдовеняска». Молдавскую музыку не спутаешь ни с какой другой, хотя жанров у неё огромное множество! Причитания, обрядовые песни, новогодние колинды появились очень давно. А городской романс – в более поздний период. Особое место в молдавской музыке занимают дойны – лирические песни, состоящие из двух частей — медленной и быстрой. Да, музыкальный фольклор Молдавии – удивительный мир! С ним стоит познакомиться.
  2. Музыка Молдавии легко узнаваема. Найдём её отличительные черты. Сейчас прозвучит вариант молдавского народного танца «Молдовеняска». Постарайтесь услышать, в каком ладу, в каком темпе звучит музыка. Обратите внимание, меняется ли лад? Как меняется темп? Начало танца звучит в минорном ладу, вкрадчиво, не быстро. Затем минор сменяется мажором. Темп постепенно ускоряется, как бы набирает обороты. И вот уже музыка звучит стремительно, зажигательно, импульсивно.

Представим себя на сцене. Наша задача поддержать солирующих танцоров ритмичными хлопками. Слушая «Молдовеняску», отмечайте её пульс, хлопая в ладоши. Вы заметили, что некоторые звуки выделяются. Они звучат ярче, острее. Такое выделение звука в музыке называется акцент. Акцент – прием, при котором один звук исполняется громче других.Акценты мы часто слышим в молдавской музыке.

  1. Легко услышать, как некоторые звуки мелодии исполняются отрывисто, коротко. Этот приём называется стаккато. Стаккато – отрывистое исполнение звуков. Стаккато придает музыке лёгкость, подвижность, стремительность.
  2. Некоторые мотивы в мелодии танца звучат слитно, словно поются музыкальными инструментами. Этот приём исполнения называется легато. Легато – связное, плавное исполнение звуков.
  3. На примере танца «Молдовеняска» мы определили особенности молдавской народной музыки. Перечислим их. Смена лада (мажора и минора). Изменение темпа от медленного к быстрому. Много акцентов. Чередование стаккато и легато. Сравним молдавский танец с русским. Меняется ли лад? Как ведёт себя темп? Слышны ли акценты, стаккато и легато? Звучит «Плясовая». Ритмический рисунок русского танца не имеет таких ярких акцентов.

В отличие от «Молдовеняски», быстрый темп, мажорный лад «Плясовой» не меняются. Ритмический рисунок русского танца не имеет таких ярких акцентов. Мы слышим приёмы исполнения стаккато и легато. Только звучат они мягче, поддерживая друг друга, а не споря.

  1. Послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Определим жанр (песня, танец или марш). Интонация нам подскажет, какому народу принадлежит эта музыка – русскому или молдавскому. Вы услышали ещё один знаменитый молдавский танец – «Хора». Узнать его вам помогли смена лада и исполнительские штрихи: акценты, легато и стаккато. Какие интонации мы услышали в этой музыке? Хороводного танца или зажигательной яркой пляски? Интонации зажигательной яркой пляски с интересным ритмическим рисунком и четкими акцентами. Нетрудно заметить, что в мелодии этого танца множество очень коротких звуков. Такие короткие звуки на нотном стане записываются шестнадцатыми нотами. Сравним запись восьмой и шестнадцатой. Музыканты знают, что две шестнадцатых ноты звучат как одна восьмая. И восьмые, и шестнадцатые можно записывать с флажками-хвостиками, а можно соединять ребром.
  2. Особый колорит молдавской народной музыке придаёт тембр звучащих в ней инструментов: духовых, струнных, ударных. Посмотрите, как они выглядят. Послушайте фрагмент зажигательного танца «Хора» ещё раз. Инструменты каких групп вы слышите?
  3. Песни Молдавии тоже очень ритмичны и танцевальны. Даже в лирических песнях (их называют дойны) мы наблюдаем и смену лада (мажор-минор), и замысловатые ритмы, и смену темпа. Убедитесь в этом сами, послушав дойну в исполнении замечательной молдавской певицы Марии Биешу.
  4. Теперь мы знаем, что молдавская народная музыка наполнена танцевальными ритмами и исполнительскими приёмами.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Послушайте музыку. Подумайте, народу какой страны он принадлежит?

Варианты ответов:

А) России

Б) Белоруссии

В) Украины

Г) Молдавии

Народный танец «Молдовеняска».

Правильный вариант: Вариант В.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Обратите внимание на особенности интонации в услышанном музыкальном примере. Есть ли такие интонации в музыке восточных славян (русских, украинцев, белорусов)?

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6