Организационный момент. Введение в тему урока. Понятие об обращении

Как нам дать понять человеку, что мы обращаемся именно к нему? Нужно назвать этого человека, то есть ввести в предложение обращение. На уроке вы узнаете, какие слова называются обращениями и как они выделяются на письме знаками препинания.

1. Объяснение нового материала

Обращение – слово или сочетание слов, которые называют адресата речи, то есть того, к кому обращается говорящий.
Чаще всего в роли обращений выступают собственные имена; реже клички животных или названия неодушевленных предметов. Например: Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч. Дай, Джим, на счастье лапу мне. Куда ты, тропинка, меня завела?

В современном русском языке обращения выражаются формой именительного падежа суще­ствительного или другой частью речи в роли существительного.

Например: Я помню о тебе, мама. Я помню о тебе, родная.
Для выражения обращений в древнерусском языке существовала особая форма звательного падежа. Следы его можно встретить в литературе XIX в., например: Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин). Такие формы сохранились частично в современном русском языке: господи, боже, отче.
В разговорной речи для выражения обращений часто используются усеченные формы имен существительных, например: Оль! Мам!
В фольклорных произведениях встречаются особые типы обращений, представляющие собой тавтологические повторы: путь-дороженька, друзья-товарищи, грусть-тоска.
Для художественных произведений характерны распространенные обращения. Обычно это существительные, снабженные согласованными и несогласованными определениями и приложениями. Эти обращения характеризуют предмет или лицо, передают отношение к нему. Например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С.А. Есенин)

Позиция обращения в предложении и знаки препинания в предложениях с обращениями

Обращение может стоять вне предложения или входить в его состав, располагаясь в любом месте: в начале предложения, в середине, в конце.

Отец! Отец! Оставь угрозы, свою Тамару не брани.
Бабушка, почитай мне. Почитай мне, бабушка.

Обращение не является членом предложения, в какой бы позиции оно ни стояло. После обращения, не входящего в состав предложения, ставится, как правило, восклицательный знак. Обращение, входящее в состав предложения, выделяется запятыми.

Друзья! Я рад вас видеть. Друзья, я рад вас видеть. Я рад вас видеть, друзья. Вы знаете, друзья, я всегда рад вас видеть.

2. Первичное закрепление.

Задание №1. Найдите обращения и расставьте знаки препинания в следующих предложениях.
Друзья мои прекрасен наш союз!
Проходите дорогие гости.
Здравствуй Маша!
Что делаешь Алеша в столь поздний час?
Куда ты мчишься Русь?

Уважаемые школьники не забудьте поставить запятую после обращения.
Я еще раз хочу вам напомнить мои дорогие слушатели, что обращение выделяется запятыми.

Проверьте себя:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Проходите, дорогие гости.
Здравствуй, Маша!
Что делаешь, Алеша, в столь поздний час?
Куда ты мчишься, Русь?

Задание №2. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Проверьте себя:
1. Ветер, спой нам про дикие горы.
2. Мой друг, настойчиво добивайся цели.
3. Бабушка, расскажи сказку на ночь.
4. Ребята, пойдемте на речку.
5. Мама, купи мне книгу.
6. Петя, сначала выучи уроки, а потом пойдешь гулять.

4. Подведение итогов

Сегодня мы узнали, что такое обращение, какие знаки препинания могут быть при обращении

2. Дополнительная информация

       Рекомендуемые упражнения:

Найдите обращения и расставьте знаки препинания в следующих предложениях.

Друзья мои прекрасен наш союз!
Проходите дорогие гости.
Здравствуй Маша!
Что делаешь Алеша в столь поздний час?
Куда ты мчишься Русь?

Проверьте себя:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Проходите, дорогие гости.
Здравствуй, Маша!
Что делаешь, Алеша, в столь поздний час?
Куда ты мчишься, Русь?

Рекомендуемые проверочные задания:  

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

 1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Проверьте себя:
1. Ветер, спой нам про дикие горы.
2. Мой друг, настойчиво добивайся цели.
3. Бабушка, расскажи сказку на ночь.
4. Ребята, пойдемте на речку.
5. Мама, купи мне книгу.
6. Петя, сначала выучи уроки, а потом пойдешь гулять.