Цели: 1) повторить сведения о глаголе как части речи, полученные в начальной школе; 2) выяснить, как изменяется глагол; развить исследовательские качества (умение анализировать и сопоставлять лингвистические факты); 3) обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению; 4) научить определять возвратные и невозвратные глаголы, переходные и непереходные глаголы.

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении материала.

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие; 

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Ход  урока

Как и любая самостоятельная часть речи, глаголы имеют постоянные и непостоянные морфологические признаки. Сегодня речь пойдёт о постоянных морфологических признаках.

  1. Вид. Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.

                                         глаголы
несовершенного вида                        совершенного вида 
обозначают продолжительное          обозначают действие,
или повторяющееся действие           имеющее предел, результат

Еще одним очень важным постоянным признаком глагола является возвратность. Возвратными называются глаголы, в которых есть возвратный суффикс (постфикс) -ся (-сь). Он всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола. 
Умываться - умываюсь - умываешься, умывался - умывалась

Основа в таких глаголах прерывистая.

Глаголы, в которых нет суффикса (постфикса) -ся(-сь) называются невозвратными.

Образуйте словосочетания со значением «действие-предмет», используя вопросы в скобках. Определите падеж существительного и все известные вам постоянные морфологические признаки глагола.
Обидеть(кого?) - обидеться (на кого?), мыть (кого?) - мыться (чем?), найти (кого?) - найтись (чему?), стричь (кого?) - стричься (у кого?).