Литературное чтение. 4 класс

Урок 57. Е.С. Велистов «Приключения Электроника»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 57. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Цель:

научиться извлекать нужную информацию из текста.

Задачи:

познакомиться с творчеством Велтистова;

узнать идейно-смысловое и художественное содержание.

Тезаурус

Фантастика, фантастический роман, писатель-фантаст.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитеты – художественное определение предмета или действия. Чаще всего это прилагательные.

Фантазия - способность к творческому воображению; само такое воображение.

Фантазёр - человек, который любит фантазировать, мечтатель. Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Фантастическими называют литературные, художественные образы таких

явлений и предметов, которые не существуют в реальности, а создаются человеческим воображением.

Ключевые слова

Фантастика, фантастический роман, путешествие в будущее, эпитеты, сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы продолжаем знакомство с понятием фантастическая повесть.

Научимся анализировать произведение, создавая образ главного героя.

Сможем определить литературный жанр.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведением Е. Велтистова происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Паши и Наташи.

Н: Мы с сестрой вчера учили стихотворение Б. Заходера «Моя Вообразилия»

П: А о чём оно?

Н: О фантазии.

П: А что такое фантазия и как можно попасть в эту удивительную страну «Вообразилия»?

Н: Попасть в эту страну могут только те, у кого хорошо развита фантазия, воображение! Древние греки называли бога сна Морфеем, а его брата - Фантазом. Фантаз заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово «фантазия» (от греч. «воображение»). Благодаря фантазии человек способен творить.

Н: У нас в учебнике есть отрывок из фантастической повести Е. Велтистова «Приключение Электроника»

П: А чем рассказ отличается от повести?

Н: По объёму произведение большое, состоит из нескольких глав, каждая глава имеет своё название, в повести больше действующих лиц, чем в рассказе. В рассказе повествуется об одном событии в жизни человека, а в повести отражен более длительный промежуток времени.

П: Получается, что одну главу повести можно считать рассказом?

Н: Можно и так.

П: А почему повесть называют фантастической?

Н: Фантастическая повесть – это такой жанр, в котором автор рассказывает о том, что может случиться в реальной жизни, пусть даже в далеком будущем. В такой повести большое значение имеют научные открытия и технический прогресс.

П: Я правильно понимаю, что авторов, которые пишут фантастические повести, называют писателями-фантастами?

Н: Верно! В нашем учебнике есть отрывок из книги писателя – фантаста Евгения Велтистова «Приключения Электроника». Давай почитаем!

Чтение отрывка:

Читает Н … и директор удалился.

П: Ого, сколько непонятных слов!

Н: Сейчас тебе их поясню.

Конгресс -это собрание учёных.

Футляр - вместилище для хранения чего -либо

Контрабас- это самый большой по размеру струнный музыкальный инструмент.

Генератор – устройство, которое вырабатывает энергию.

Н: Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке кибернетики собираются на конгресс. Профессора Громова встретили торжественно, что говорит о важности конгресса.

П: В руках у Громова был тяжелый чемодан. Там, наверно, лежат приборы для демонстрации научного открытия?

Н: А как ты догадался, что чемодан был тяжелый?

П: В эпизоде говорится, что когда директор хотел помочь профессору нести чемодан, лицо его покраснело, и он быстро поставил чемодан на землю.

Н: Паша, какой ты внимательный читатель!

(Дети читают до слов да, он много лет не был в этом городе).

Н: Профессор Громов давно не был в этом городе. А когда вернулся, то увидел, как город похорошел. Автор использует эпитеты и сравнения для описания красоты фантастичности города.

(Влетел ветерок и запутался, крепкие дубки, лучи пробивались, лохматые шапки ложились, шины шуршали, вертолет прострекотал, вертолет-воздушное такси, деревья застыли как в почетном карауле, хоровод сосен, яблони и вишни в белых накидках, сады висели).

П: Так что же было в чемодане?

Н: Читаем дальше!

(Дети читают до слов … предупреждаю, вас ждёт сюрприз!)

Н: Паша, что тебя удивило?

П: Почему мальчик лежал в чемодане?

Н: Потому, что он кибернетический!

П: А автор говорит о нем, как об обычном мальчике. Послушай: «курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы, синяя курточка, рубашка, летние брюки».

Н: Подумай, чем он отличается от обыкновенного мальчика?

П: У него, наверно, вместо сердца батарейки.

Н: И этого мальчика надо постоянно подкреплять электрическим током.

П: Тогда я понял, почему его зовут Электроник.

Н: Ну что, хочется узнать, что будет дальше?

П: Конечно! Читаем!

Н: Ты понял, почему сбежал Электроник?

П: Конечно! От избытка электричества.

Н: Действительно, профессор Громов перепутал розетки. Электроник сбежал, и профессор отправляется на его поиски. Но это уже другая захватывающая история.

П: Мне очень интересно узнать продолжение! Я обязательно прочитаю эту повесть до конца!

Н: А если ты хочешь узнать, что натолкнуло Велтистова написать эту повесть, ты можешь познакомиться с его историей жизни и творчеством.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6