Дидактические цели.

1. Предметные:

Формирование представлений о шумерской цивилизации, возникновении письменности; развитие умений анализировать исторические факты.

2. Метапредметные.

2.1. Познавательные:

Формирование способности решать проблемные, творческие задачи, анализировать и обобщать информацию.

2.2. Регулятивные:

Формирование умения организовывать работу с различными видами и источниками информации.

2.3. Коммуникативные:

Формирование готовности формулировать собственное мнение.

Личностные:

Формирование интереса к культурным наследиям прошлого, формирование представлений о Древнем мире.

Основные виды УУД:

Овладение знаниями о шумерской цивилизации, понятий исторического источника, представление о мифологии, формирование умения анализировать и делать выводы.

Основные дидактические единицы:

Клинопись, литература, математика, религия, астрономия, школы в Месопотамии.

1. Клинопись

Первое, что приходит в голову, когда мы говорим о шумерской цивилизации - клинопись. Это особый вид письма, который возник и развивался в Месопотамии. В чем его суть? Для передачи информации люди сначала использовали рисунки. Но точное рисование требует высокого мастерства и времени. Поэтому рисунки упрощались. Как именно? Это зависит от материала письма. Вам уже известно, что в Египте писали подобием кисточек на папирусе. Кисточкой можно было выводить округлые линии и делать подробные рисунки. Но в Междуречье не было папируса, зато было много глины. Поэтому люди писали на раскатанных глиняных плитках, мы их называем табличками. Пока глина мягкая, надпись можно менять, но после обжига все записанные слова останутся на века

 Сначала шумеры, как и прочие народы, зарисовывали то, что хотели передать, а потом стали делать что-то наподобие оттисков. для этого потребовалась специальная палочка с треугольным концом. Так можно было гораздо быстрее и разборчивее вести записи.

 Если писали не обычный, а официальный текст, то в центре оставляли место для печати вельможи или царя. Вот как она выглядела.

 Еще шумеры часто использовали печати-валики. Это было очень удобно. Жители Месопотамии много торговали и им приходилось опечатывать груз. Его обматывали веревками (наподобие того, как мы это делаем сейчас), прикрепляли кусок раскатанной глины и прокатывали по нему валиком с именем владельца. Это можно было делать быстро, а через некоторое время глиняная печать засыхала и закрепляла надпись.

 2. Литература

До наших времен сохранилось много шумерских мифов. Самые известные из них посвящены Гильгамешу и Энкиду. Гильгамеш - царь города Урук. Он похвалялся своим могуществом перед богами, и те создали получеловека полузверя - Энкиду, чтобы тот победил Гильгамеша. Энкиду жил в лесу,  подобно дикому зверю. Когда Гильгамеш узнал о его существовании, он решил сразиться с чудовищем. Но силы оказались равны и битва никак не заканчивалась. Гильгамеш и Энкиду стали друзьями. Потом они пережили много испытаний, их приключения подробно описаны.

 Еще хорошо известен рассказ об Утнапишти. В нем повествуется о том, что люди перестали повиноваться богам и вызвали из гнев. Боги решили уничтожить все человечество. Но на земле был один праведный человек. Его звали Утнапишти. Бог воды Эа сжалился над ним и сообщил о грядущей катастрофе. Сделал он это хитрым образом. Чтобы не вызвать гнев других богов, он говорил с хижиной, в которой находился Утнапишти. Эа так и обращался: хижина, хижина, стенка, стенка, слушай хижина... Утнапишти построил корабль и спас свою семью. Когда вода спала, Утнапишти принес жертву богам и они простили людей. Самому праведнику боги даровали бессмертие.

 3. Математика

Жители Месопотамии изобрели систему счета, основанную на кратности 6 и 12. Для нас это непривычно, ведь мы считаем в десятиричной системе - десятками, сотнями, тысячами  и т.д. Почему же 12?

 Представим, что мы перенеслись в прошлое, в эпоху, когда еще не было измерительных приборов. Что у нас может быть? Например, веревка. С ее помощью можно откладывать разные расстояние. Еще веревку можно сложить пополам и получить половину длины. Таким же образом вы мы получим четверть, 8 часть и так далее.

 Но как быть если требуется  разметить фундамент для дома или построить зиккурат? Начертить прямоугольник, не имея возможности измерить прямой угол, очень сложно. Но нам опять поможет веревка. Закрепив один конец, мы можем начертить окружность. Теперь возьмем ее радиус с его помощью нанесем метки на саму окружность. Таким образом мы разбили ее на 6 частей. Теперь поздравим каждую часть пополам и получим 12 частей. Теперь можно соединить точки и получить квадрат или равносторонний треугольник.

 Число 60 у шумеров была священным. И мы до сих пор пользуемся делением часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, а окружности на 360 градусов это ведь 6 раз по 60.

 4. Религия

Шумеры были язычниками и верили в то, что на жизнь людей и порядок Вселенной влияют различные все боги. У каждого города был свой бог-покровитель. Самые известные из них - Шамаш (бог Солнца), Син (бог Луны) и Иштар (богиня плодородия).

 5. Астрономия и астрология

Шумеры любили наблюдать за звездным небом. Они заметили движение созвездие по небу и описали зодиакальный круг. Это 12 созвездий, по которым солнце проходит в течение года. Шумеры верили, что звезды и планеты влияют на судьбу людей.

 6. Школы в Месопотамии

Во все времена дети проходили обучение. В Месопотамии в школу могли ходить только мальчики из очень богатых семей. Они учились клинописи, что было очень сложно, ведь ведь клинописных знаков насчитывалось до 600. Дети проводили в школе весь день, за любую провинность (будь то опоздание, не выученный урок, плохо записанный значок) их били палками. Сидели ученики на глиняных скамьях, а уроки вел один из жрецов. Кроме письма дети заучивали наизусть легенды и сказания о богах и героях.

Тест на усвоение видеоролика (правильный ответ стоит первым)

На чем писали древние шумеры
глина
камень
папирус
бумага

Глиняные печати-валики  использовались
в торговле
для царских указов
в обучении
для долговых расписок

Энкиду - это
чудовище, созданное богами
царь города Урук
Бог войны
прародлитель шумеров

Легенда от Утнапишти повествует о
всемирном потопе
рождении мира
появлении первого человека
основании первого города

Основой шумерского счета было число
12
10
5
3

Священным числом жители Месопотамии считали
60
7
9
100

Шумеры верили
во множество богов
в единого Бога
в природные силы
во всемогущество человека

В школах Междуречья могли учиться
только мальчики
мальчики и девочки
мальчики и девочки, но только из богатых семей
дети жрецов

Главным наказанием в шумерской школе было
битье палками
отчисление из школы
дополнительные задания
вызов родителей

Клинописных знаков было
600
33
60
1000

Задание А1

Наставления ученику писца

Труд писцов, собратьев моих, тебе не по нраву!
А ведь они по десять гуров (гур — мера сыпучих продуктов, равнявшаяся 150 л) зерна приносят,
Молодые люди! Любой из них десять гуров зерна отцу приносит,
Зерно, шерсть, масло, овец ему приносит!
Как уважаем такой человек!
Рядом с ним — ты не человек!
Да и можешь ли ты так же трудиться?
Мальчишка! Трудится и стар и млад!..
Соученики твои и товарищи —
Не пример тебе?!
Почему им не следуешь?
Друзья твои и сверстники — не пример тебе?!
Почему им не следуешь?
И со старших бери пример.
Да и с младших бери пример!
Мудрые люди, что средь нас живут,
С тех пор как Энки всему названье дал,
Столь искусной работы‚ как дело писца, что я избрал,
Не могут назвать! Коль не умеешь петь,
До середины песни, как до морского берега,
Не добредешь! Так и дело писца!
Ты не думаешь о деле моем,
Уж не говорю — о деле отца моего!..
Сын да наследует дело отца!
А не то — ни почета ему, ни привета!

Вопросы и задания к документу

1. В чем автор документа видел преимущества профессии писца?
2. За что древний вавилонянин укоряет мальчика?
3. Как в Древнем Междуречье передавались секреты профессионального мастерства?

Задание F3

Сказание об Утнапиштиме

Гильгамеш однажды встретил старика по имени Утнапиштим, который стал богом благодаря своим добродетелям и послушанию богам и спас человечество и животных от великого потопа. Утнапиштим поведал Гильгамешу свою историю.

Боги пришли к Утнапиштиму, чтобы предупредить его о приближении ужасного наводнения. Они велели ему бросить всю работу, сжечь свой дом и немедленно приступить к строительству большого корабля, который должен был составлять 120 локтей в высоту и 120 локтей в ширину. Утнапиштим должен был вбить пробки от воды в корабль и просмолить его. Потом он должен был взять животных всех видов, мужского и женского пола, а также свою семью, пищу, золото, серебро и украшения.

Когда Утнапиштим закончил строительство корабля, хлынул дождь. Наводнение было таким ужасным, что испугались даже боги. Эа, бог воды, который устроил потоп, понял, что это получилось гораздо хуже, чем он рассчитывал. Иштар, богиня красоты, чьи гневные речи на собрании богов послужили причиной потопа, плакала при виде детей, «превращающихся в глину» в результате ее оплошности.

Шесть дней и шесть ночей дул ветер, и наконец потоп прекратился. Когда воды схлынули, боги увидели, что земля стала плоской и все живые существа исчезли. Утнапиштим склонил голову и заплакал. Корабль его остановился на вершине горы Нисир на севере. Через семь дней Утнапиштим выпустил голубя. Но голубю было негде опуститься, и он вернулся. Тогда Утнапиштим послал ласточку, но она тоже вернулась. Наконец, он послал ворона, и ворон не вернулся, поскольку нашел себе место для гнезда. И Утнапиштим понял, что может выйти из корабля.

Вопросы и задания к документу

Какой сюжет из священной книги иудеев и христиан напоминает это сказание? Чем, по вашему мнению, объясняется это сходство?

Задание G2

Какие изобретения и шедевры древних вавилонян дошли до наших дней? Как мы ими пользуемся сейчас?

Критерии оценивания: по 1 баллу за именование изобретения, по 1 баллу за примеры использования. +1 балл за хорошую структуру работы (разбивка на пары, последовательный рассказ)

Ссылки на дополнительные ресурсы

вавилонские стены и дорога Мардука

Дискавери. Вавилон.

Врачевание в странах Древнего Востока
Татьяна Сергеевна Сорокина
История медицины

эпос о Гильгамеше
Отрывок из древневосточного эпоса о подвигах полулегендарного правителя Урука в пересказе для детей (Иванов, И.И. Рассказы о старине. Халдеи. - М., 1911)

Миф о сотворении Мира Шумеры об Апсу и Тиамат