Технология. 1 класс

Урок 15. Мир тканей. Для чего нужны ткани?

Конспект урока

Технология. 1 класс

Урок № 15 «Мир тканей. Для чего нужны ткани?»

Вопросы:

  1. Что такое ткани?
  2. Какие они бывают?
  3. Для чего нужны ткани?

Ключевые слова: Ткани, нитки, канва, узел, бархат, лен, хлопок

Основная и дополнительная литература по теме урока: Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – 5-е издание – 2017. М.: «Просвещение» - С. 66-67

Открытые электронные ресурсы по теме урока: Сайт центра технологического образования АО Издательство «Просвещение» (http://technology.prosv.ru)

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Изделия из текстильных материалов окружают нас повсюду: в спальне, на кухне, в ванной, в офисе и магазине… Это одежда, шторы, покрывала, полотенца, скатерти, салфетки, мебельные чехлы, игрушки, белье… Даже флаги и праздничные транспаранты на улицах города – это тоже текстильная продукция. Так что же такое текстиль? Чем он отличается от ткани?

Одежду создают из тканей, которые могут быть разных видов. Они отличаются плотностью, прочностью, цветами. Текстиль – что такое это за ткань? Материал изготовлен из переплетённых волокон. Он бывает натуральным и искусственным. Ткань – это материал.

Ткани используются как в производстве, так и в домашнем мастерстве.

А ткань состоит из ниток. Именно от ниток зависит качество изделия и его цена. Какие же бывают нитки и из чего их делают?
Натуральные нитки Они бывают растительного или животного происхождения. Растительные можно скрутить из волокон таких растений, как хлопок, лен, крапива. Из них делают ткани и используют для вышивания. Для вязания используют шерстяные нитки - скрученные из шерсти животных. Самые дорогие нитки - шёлковые - добываются с помощью насекомого - тутового шелкопряда. Смешанные нитки Например, нитки для оверлока - наполовину из хлопка или льна, наполовину из синтетического лавсана.
Из текстиля создают различные повседневные вещи: полотенца, шторы, чехлы, постельные принадлежности. Различаются следующие виды текстиля: натуральный; минеральный; искусственный.

Какими бывают ткани?

По назначению все ткани делятся на множество групп: плательные; костюмные; бельевые; пальтовые; бытового назначения (постельные, столовые); шторный и портьерный текстиль; гардинный; специальный (для спецодежды); подкладочный; обивочный; технический. По составу волокон, из которых состоит тот или иной вид текстиля, можно выделить ткани: натуральные – состоят полностью из природных волокон, таких как хлопок, лен, шерсть, шёлк; искусственные – их состав натуральный (чаще всего – целлюлоза), но способ получения – химический (ацетат, вискоза); синтетические – изготавливают из волокон, полученных полностью химическим путём (полиэстер, нейлон, капрон, лавсан, полиэфир и др.); смесовые – состоят из различных смесей натуральных, синтетических, искусственных волокон.

Виды тканей:

Атлас. Гладкая и плотная ткань с глянцевой лицевой стороной. Атлас отличается высокой износостойкостью, хорошо драпируется. Ткань изготовлена из шёлковых нитей.

Бархат. Благородная ткань с высоким ворсом. Изготавливается из шёлковых, шерстяных и хлопковых нитей. Особенности бархата – переливающаяся поверхность и цветовая насыщенность. А к недостаткам можно отнести сложности в уходе.

Гипюр. Полупрозрачное волокно в виде кружевных узоров на основе сетки. Гипюр применяется для производства вечерних платьев, кофт и т.д.

Замша. Это кожа, выделанная из оленьих и овечьих шкур, с помощью способа, который называется – жировое дубление. Отличительная черта ткани — это губчатость и пористость.

Лён. Это ткань натурального происхождения, получаемая из растения. Изделия, изготовленные из данного материла обладают очень хорошими характеристиками воздухопроницаемости.

Хлопок. Это натуральный материал, получаемый из растения. Изделия из хлопка получаются очень лёгкими и приятными на ощупь, воздухопроницаемыми, что позволяет носить одежду, даже в самую жаркую погоду.

Есть профессии людей, которые непосредственно работают с тканями. Есть такая профессия, без которой в современном мире обойтись никак нельзя. Это профессия называется «швея». Каждый день мы надеваем одежду, как правило, не задумываясь о тех людях, которые шьют ее для нас. Со временем швеи освоили и другие материалы для пошива одежды: льняную и шерстяную пряжу, шёлковые и хлопковые ткани. Добавились новые инструменты и расходные материалы: ножницы, катушки с нитками, наперсники, булавки, пуговицы, пряжки и много других важных в обиходе швеи предметов.

Одежда в руках искусных швей стала настолько сложной и интересной, что возникла мода.

модельер - это человек, который является специалистом по изготовлению одежды, дизайнером этой самой одежды, а также создателем экспериментальных образцов. В обязанности профессия модельера входят:

  •  определить образ и стиль своего клиента (заказчика)
  •  изобрести новые технологические и конструктивные решения.
  •  разработать декор.
  •  выбрать цвет и материалы.
  •  продумать аксессуары и другие дополнения

Технологический процесс массового изготовления швейных изделий состоит из последовательно осуществляемых стадий обработки: подготовки тканей к раскрою, раскроя, обработки отдельных деталей и сборочных единиц, их соединения и отделки.

Процесс изготовления одежды состоит из трёх основных стадий: 1) моделирование и конструирование; 2) подготовка тканей к раскрою и раскрой; 3) шитье и отделка изделий.

Моделирование начинают с разработки эскизного рисунка модели. При этом решаются задачи общей композиции основных и декоративных элементов, цветовых сочетаний, использования свойств тканей и др. В некоторых случаях творческий замысел художника-модельера выражается в виде наколок ткани на манекене.

Подготовка ткани к раскрою и раскрой содержат различные виды работ. Подготовка тканей к раскрою включает в себя следующие работы: приёмку и хранение тканей, проверку их качества, промер кусков по длине и ширине, подсортировку тканей в настилы, нормирование расхода ткани на изделие, изготовление трафаретов. Раскрой тканей включает настилание тканей, рассечку настилов на части и вырезание деталей изделия.

Ещё один важный момент при работе с нитками и тканями это - завязывание узелков.

Намотайте одну петлю нити на указательный палец и придержите ее с помощью большого пальца.

Плотно прижимая петлю большим пальцем руки к указательному, скрутите ее вокруг самой себя, протащив ее большим пальцем по указательному в направлении к его кончику (как бы снимая петлю с пальца и при этом закручивая ее). Аккуратно снимите скрученную петлю с пальца.

Теперь петля на длинном конце нити будет закручена вокруг самой себя.

Сегодня на уроке ты познакомился с таки материалом как ткань, познакомился с видами ткани и их свойствами.

Разбор типового тренировочного задания

Распределите виды тканей по категориям.

Натуральные волокна

Хлопок

Лён

Химические волокна

Вискоза

Полиэфир

Стратегия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
  2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
  3. Затем распределите виды тканей по категориям.

Ответ: Варианты отражены верно

Соедините название ткани и его изображение.

Бархат

Замша

Атлас

Шерсть

Стратегия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
  2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
  3. Затем соедините название ткани и его изображение.

Ответ: Варианты отражены верно

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6