Литературное чтение. 2 класс

Урок 13. В. Берестов «Хитрые грибы»

Конспект урока

Литературное чтение. 2 класс.

Урок 13. В. Берестов. «Хитрые грибы».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

2) Анализ стиховорения В. Берестова «Хитрые грибы» и статьи «Грибы» из энциклопедии.

Глоссарий по теме:

Основная цель научно-популярного текста – сообщить точные факты, важную информацию о каком-либо предмете, явлении.

Энциклопедия – это книга, в которой представлены научные сведения на различные темы.

Основная цель художественного текста – нарисовать словами образы, поделиться чувствами, впечатлениями, эмоциями

Стихотворная и прозаическая речь – это две формы литературного художественного языка. Главное отличие поэзии от прозы – наличие рифмы и ритма.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. – М.: Просве щение, 2018. – С. 76.
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л. А.: Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2018. – С. 30–34.
  3. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2018. – С. 17–21.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 2 класс. Аудиоприложение к учебнику. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/item/952

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Распознать художественный и научно-популярный тексты легко, если знать их отличительные особенности.

Научно-популярный текст создаёт учёный.

В научно-популярном тексте сообщаются точные факты, важная информация о каком-либо предмете, явлении.

Достоинства научно-популярного стиля – его информативность, логичность, последовательность, точность, сжатость, отсутствие авторской оценки.

В научно-популярном тексте широко используются термины, обобщённые понятия, слова в прямом значении. Форма выражения мыслей в научно-популярном тексте – прозаическая.

Автор художественного текста – поэт, писатель. Его главная цель – нарисовать словами образы, поделиться чувствами, впечатлениями, эмоциями.

Художественному тексту присущи образность, эмоциональность, есть развитие действия. Художественный текст передаёт авторское отношение к описываемому или происходящему.

Художественный текст может быть и поэтическим, и прозаическим. Однако и в том, и в другом случае автор применяет такие языковые средства, которые помогают добиться образности, например, широко используются приёмы сравнения, олицетворения.

Особенности художественного и научно-познавательного текстов

Научно-популярный текст

Художественный текст

Автор текста

учёный

поэт, писатель

Главная
цель
текста

  • сообщить точные факты, важную информацию
    о каком-либо предмете,
    явлении
  • нарисовать словами образы,
  • поделиться чувствами,
    впечатлениями, эмоциями

Основные
признаки
текста

  • информативность,
  • отсутствие авторской
    оценки,
  • логичность,
  • последовательность,
  • точность,
  • сжатость
  • наличие сюжета (развития действия),
  • образность,
  • эмоциональность,
  • передача авторского отношения

Языковые средства

  • термины,
  • обобщённые понятия,
  • использование слов только
    в прямом значении,
  • использование существительных со значением
    действий
  • использование слов в переносном значении,
  • использование приёмов сравнения, олицетворения,
  • употребление уменьшительно-ласкательных форм слов,
  • частое использование глаголов,
  • юмор

Форма
выражения мыслей

  • прозаическая
  • стихотворная (ритм и рифма),
  • прозаическая

Давайте подумаем, является ли стихотворение В. Берестова «Хитрые грибы» художественным текстом. Прочитайте стихотворение (с. 76 учебника).

Почему автор назвал грибы хитрыми? В стихотворении автор печалиться, что он не нашёл грибочков. Грнибник считает их хитрыми, потому что грибочки искусно спрятались от него. Автор использует слово в переносном значении. Это один из признаков художественного текста.

Наличие сюжета – это тоже особенность художественного текста. Постарайтесь выделить опорные слова для пересказа.

Мы можем считать это произведение художественным текстом, потому что автор создал поэтические образы – героя-грибника, большой корзины и маленького лукошка, хитрых грибочков, густого леса, в котором есть кочки и берёзовые пни, осины, и ели.

Текст стихотворения эмоциональный и передаёт авторское отношение к происходящему. Герой стихотворения делится своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Вот он уходит в густой лес в надежде собрать полную корзину грибов, в нетерпении осматривает все места, где обычно растут грибы, но, увы!, ничего не находит. Герой начинает причитать, используя эмоциональные повторы:

Зря искал их под осиной

И под елью зря искал.

Самые внимательные, конечно заметили, что для создания образов Валентин Берестов использует приём олицетворения: увела дорожка, спрятались грибочки, хитрые грибочки. Автор употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов: крылечко, грибочки, часто использует глаголы:

А теперь поговорим про юмор в стихотворении. С самого начала герой решает взять с собой не маленькое лукошко, а корзинку, которая намного больще лукошка.Но грибника постигла неудача. Конечно, грибы ни в чём не виноваты, герой сам плохо искал грибы в лесу. И хотят автор расстроен, справиться с плохим настроением ему помогает самоирония. Он по-доброму шутит и над собой, и над своим неудачным походом за грибами:

Видно, я большой корзиной

Все грибы перепугал.

Анализ стихотворения В. Берестова «Хитрые грибы» показал, что это художественный текст.

Теперь рассмотрим отличительные особенности энциклопедической статьи «Грибы» (с. 77 учебника).

Грибы.

Раньше считалось, что грибы – это растения. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы, которое так и называется – грибы. Грибов на свете много, около ста тысяч видов. И все они очень и очень разные.

Подберёзовик, подосиновик, белый гриб, мухомор, трутовик, выросший на стволе дерева, или плесень, покрывающая корочку хлеба, – всё это грибы.

Заголовок статьи энциклопедии лаконичен. В тексте не создаётся образ гриба, зато перечисляются научные факты и общая информация о грибах.

Используются термины и обобщённые понятия. Текст прозаический,
авторская оценка отсутствует.

По всем признакам статья из энциклопедии – это научно-популярный текст.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание «Художественный текст».

Подчеркните фрагменты только художественных текстов.

Гаснет вечер, даль синеет.

Иногда в течение суток мы можем наблюдать частую смену погоды.

Мчатся тучи, вьются тучи…

По утрам холодный сумрак лёг.

Буря – очень сильный, продолжительный ветер, вызывающий большие разрушения.

Утро – часть суток, следующая за ночью и предшествующая дню.

Подсказка: Основная цель художественного текста – поделиться чувствами, эмоциями, переживаниями.

Правильный ответ:

Гаснет вечер, даль синеет.

Иногда в течение суток мы можем наблюдать частую смену погоды.

Мчатся тучи, вьются тучи…

По утрам холодный сумрак лёг.

Буря – очень сильный, продолжительный ветер, вызывающий большие разрушения.

Утро – часть суток, следующая за ночью и предшествующая дню.

Задание «Изобразительные средства языка»

В стихотворении Валентина Берестова «Хитрые грибы» встречаются такие выражения: увела дорожка, спрятались грибочки, хитрые грибочки.

Этот приём называется ___________. (впечатайте)

Подсказка: это приём изображения неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Правильный ответ: олицетворение.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6