Дидактические цели.
1. Предметные: формировать представление о географическом положении Финикии, занятиях населения, достижениях финикийцев; формировать умение выявлять причинно-следственные связи между явлениями, умения работы с исторической и географической картами, формировать понятия «колонии», «морская торговля» и умение ими оперировать, выделять основные смысловые единицы текста; сравнивать и анализировать исторические факты.
2.Метапредметные:
2.1. Познавательные: формирование способности решать проблемные , творческие задачи, анализировать , обобщать и сравнивать информацию.
2.2. Регулятивные: формирование умения организовать работу с различными видами и источниками информации, умение осуществлять самооценку.
2.3.Коммуниативные: формирование готовности формулировать собственное мнение, давать оценку событиям.
Личностные : формирование интереса к важнейшим событиям прошлого, формирование представления о поликультурном мире, развитие исторического мышления.
Основные виды УУД: развитие умения работы с исторической картой, умение работать с текстом, умение анализировать и делать выводы, осмысление социального опыта поколений.
Основные дидактические единицы:
Финикия, Библ, Тир, Сидон, колонии, Средиземноморье, морская торговля, алфавит.
Дополнительные источники информации:
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.
Энциклопедия для детей «Всемирная история» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.
Энциклопедия для детей «Страны, народы, цивилизации» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003
Волков А.В. Загадки Финикии. - М., Вече, 2004.
План урока.
1.Мотивацтонный момент, постановка учебной задачи.
2. Географическое положение и занятия населения Финикии.
3.Морская торговля и образование колоний.
4 Финикийский алфавит.
1.Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну, которую древние греки называли страной «красящих в багряный цвет», а египтяне – «страной кораблестроителей». Сами жители называли свою страну Ханаан, что означает «страна пурпура». Речь на сегодняшнем занятии пойдет о древнем государстве «Финикия».

На современной карте мы этой страны не найдем, потому что расцвет Финикии приходится на период с 1600-700 гг. до н.э.. сегодня же на ее месте находится государство Ливан.

Давайте обратимся к карте древнего мира.


Посмотрите внимательно вот эта небольшая полоска земли на восточном побережье Средиземного моря. Протяженность государства была всего лишь 200 км, а с востока оно было окружено цепью Ливанских гор. По сравнению с Древним Египтом, Месопотамией или Древним Римом это совсем небольшая страна, однако вклад ее в мировою историю весьма значителен. Все мы сегодня используем алфавит в основе которого лежит алфавит, созданный финикийцами. Античные авторы приписывали им создание грузовых судов, тарана, стекла, зеркала, пурпурной краски. И это лишь малая часть их открытий. Финикийская речь звучала во всех странах Средиземноморья. Их корабли считались лучшими
Наша с вами задача выяснить, каким образом этот маленький нард смог достичь процветания?
2. Географическое положение и занятия населения Финикии.
Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте еще раз обратимся к карте и охарактеризуем географическое положение этой страны.

Страна


Часть света


Выход к океанам, морям


Горы


Реки


Здесь нет крупных рек, как в Египте или Междуречье, местность гористая, местами горы подступают к самому морю, земель пригодных для земледелия крайне мало, нет места и для пастбищ. Казалось бы, в таких условиях невозможно вести хозяйство, заниматься земледелием и скотоводством. Однако природа сама подсказала выход. Земли было мало, но она была плодородна, влажные ветры приносили с моря дожди и делали ненужным искусственное орошение. Поэтому горы плавно сменялись плодородными долинами, где произрастали плодовых и оливковых деревьев, виноградники, разбавленные кипарисами и пальмами. Долины сменяются на предгорья с дубовыми и лавровыми рощами, а еще выше растут знаменитые ливанские кедры. На побережье было много удобных бухт и гаваней.

- Предположите, какими будут занятия финикийцев исходя из природных условий и географического положения страны.
Они разводили оливковые деревья и изготавливали из плодов масло, занимались виноградарством и рыбной ловлей, а из кедра строили лучшие корабли в мире. Финикийские мореходы считались лучшими в мире, корабли плавали под парусами и на веслах.
Недалеко от побережья выросли крупные города, которые стали центрами ремесла. Самыми знаменитыми были Библ, Сидон, Тир.
Жители занимались различными ремеслами: изготавливали искусные изделия из металла, слоновой кости и черного дерева и стекла.
Природа подарила финикийцам еще один подарок. Как-то бог Мелькарт, особо почитаемый в Финикии, прогуливался в сопровождении нимфы по берегу моря. Его пес случайно разгрыз валявшуюся на берегу раковину, и тут же его шерсть окрасилась в необычный цвет. нимфа попросила бога подарить ей ту же краску для платья. Мелькарт не смог отказать и стал собирать раковины.
С тех пор финикийцы вылавливали в море раковины, из которых они получали несколько капель чудесной жидкости, окрашивавшей ткани в великолепный пурпурный цвет. Такая ткань стоила очень дорого. Ее покупали в основном цари, военачальники, жрецы. Было очень почетно быть владельцем такой пурпурной мантии. Именно поэтому Финикию и называли страной пурпура.
Таким образом, природно-географические условия Финикии способствовали развитию виноградарства, ремесла, кораблестроения.
3. Морская торговля и образование колоний.
Однако страна была небогата полезными ископаемыми и плодородными почвами, поэтому приходилось везти медную посуду и лошадей, олово и пшеницу.
- Посмотрите на карту, как вы думаете, с какими странами торговали финикийцы?

Именно в Финикии пересекались крупнейшие сухопутные и морские торговые пути.
- Представьте , что с вами захватили финикийский корабль.
Давайте посмотрим, что за груз он везет. Попробуйте разделить товары, на те, что везут в Финикию из других стран, а какие из Финикии.





Корабли финикийцев плавали по всему Средиземноморью и выходили даже в Атлантический океан, известно, что они привозили олово и янтарь из Северной Европы. Сюда шли караваны с тканями, пшеницей медом из Двуречья и Израиля, в гаванях стояли корабли с зерном папирусом, канатами, привезенными из Египта.
Выгодное географическое положение способствовало тому, что финикийские купцы вели морскую и сухопутную торговлю со всеми странами Средиземноморья, Двуречьем.

Однако о финикийских мореплавателях и торговцах шла и дурная слава.
Перед вами текст из исторического источника.
Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,
Злой кознодей, от которого много людей пострадало;
Он, увлекательной речью меня обольстив, Финикию,
Где и поместье и дом он имел, убедил посетить с ним.
В Ливию с ним в корабле, облетая моря,
Меня он плыть пригласил, говоря:
Товар свой там выгодно сбудем,
Сам же, напротив, меня, не товар продать там замыслил.
- О чем свидетельствует автор стихотворения?
- Что было из основных источников доходов финикийцев наряду с морской торговлей?
Зачастую высаживаясь на берег в какой – нибудь гавани они заманивали на корабли детей, захватывали женщин. А затем продавали их на невольничьих рынках или же использовали рабов как гребцов на кораблях, их приковывали к скамьям, и во время шторма они гибли вместе с кораблем. Использовали рабов и на заготовках кедра, они таскали на себе деревья. Многие рабы умирали, а взамен покупались или захватывались новые.

Финикийские мореплаватели путешествовали из страны в страну. Постепенно они стали основывать колонии – поселения жителей в чужих странах.
Давайте посмотрим на карту
- Назовите основные колонии финикийцев.
-Как значение для государства имело образование колоний?
.Колонизации подверглись острова Мальта и Сардиния. Финикийцы основали города Кадис в Испании, Палермо на Сицилии. Крупнейшей же колонией стал Карфаген (в переводе новый город) в Северной Африке, его влияние распространилось на все Средиземноморье.
Морская торговля и образование колоний способствовали процветанию и развитию финикийского государства.
4. Финикийский алфавит. Финикийцы вели обширную торговлю и конечно вынуждены были вести учет товаров, вести записи. Первоначально они не имели своей письменности и использовали аккадскую клинопись. Но в ней было около 600 знаков, каждый из которых имел несколько значений, мог обозначать слово или даже целое выражение. Их было очень сложно использовать и приходилось содержать специальных писцов. Поэтому финикийцы изобрели свой алфавит. В нем было всего 22 буквы, каждая из которых обозначала звук, а не слово. Буквы были только согласные. Писали финикийцы горизонтальными строками, не отделяя слова друг от друга.
- Определите, что здесь написано: КРФГН. Это слово отгадать было довольно просто. Но бывает, что без гласных сложно понять, что перед нами за слово.
- Определите, какие слова могут быть спрятаны за буквосочетаниями СН и ДМ.
Такая система была очень удобной, с помощью этого алфавита можно было записать любое слово. Финикийские буквы «алеф» и «бет» дали название слову «алфавит». Он позднее был переработан греками, на основе же греческого алфавита составлена и славянская азбука.
Финикийцы создали алфавит, который лежит в основе многих современных алфавитов.
Итак, мы с вами совершили путешествие по Финикии. Как видите, жители этой небольшой страны смогли использовать все те дары, которые послала им окружающая их природа. Они достигли славы и процветания. И несмотря на то, что этой страны уже нет на карте память о них сохранила история.
Чтобы подвести итог путешествию, давайте составим синквейн, в котором будут отражены ваши впечатления от этой страны.
Задания для самостоятельной работы
Вставьте в текст, пропущенные слова.
На восточном побережье Средиземного моря находилась ... Финикийцы сажали ... и ... . Самыми крупными городами финикийцев были ..., ... и ... . В Финикии изобрели прозрачное ..., ... и пурпурную ... . Финикийцы основали .... В Северной Африке финикийцы основали город ....
2 . Составьте кроссворд по теме, используя изученный материал.
3.Составьте торговый договор финикийского купца с торговцами из других стран и запишите по правилам финикийского письма.
4. Крупнейшими городами Финикии являлись Тир, Библ, Сидон. Выясните, что означают эти слова. Почему города получили такое название?
5. Известен факт, что в 600 г. до н.э. египетский фараон решил ответить на вопрос, вся ли Африка омывается морем. Почему он снарядил не собственную экспедицию, а поручил это дело финикийским мореплавателям?
Это интересно!
Изобретение стекла. По легенде финикийское судно шло из Египта с грузом соды. Моряки причалили к берегу, чтобы пообедать, однако им не удалось найти вокруг ни одного камня для котла. Тогда они взяли с корабля несколько кусков соды, когда же они расплавились от огня, смешавшись с песком на берегу превратились в стекло. Уже после финикийские мастера научились выдувать из стекла различные фигуры, в т.ч. и посуду, а затем стали изготавливать зеркала. Изделия из стекла стоили очень дорого, поэтому про стекольщиков говорили с завистью, что они добывают сокровища из песка.
Финикийские города.
Раскопки археологов позволили восстановить их облик. Города укреплялись стенами, в центре находились святилища и резиденции правителей, они были окружены небольшими глинобитными и кирпичными домами. Так как земли было мало, то дома были двухэтажными и строились вплотную друг к другу, Они стояли так плотно, что можно было перебросить доску с крыши на крышу и перебраться на другой дом. Есть свидетельства, что финикийцы строили и многоэтажные круглые дома – башни. Дома украшались расписной штукатуркой.