Литературное чтение. 2 класс

Урок 48. В.Лунин «Я и Вовка»

Конспект урока

Литературное чтение, 2 класс

Урок 5. В. Лунин «Я и Вовка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое дружба;
  2. Каким должен быть настоящий друг.

Глоссарий по теме:

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.

Эпитет –  художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Инверсия –  нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении.

Сравнение — литературный приём, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Ключевые слова:

Дружба, настоящий друг, поступки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение.2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) –9-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.:ил. С.6-12.

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. С. 10-15.

3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013.

4. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей в 14т.- М:АСТ – 1996., Т.1 С.203, Т.7 С. 26, Т.8 С. 253, Т. 9 С.169, 278

Обозначение ожидаемых результатов.

На уроке узнаем интересные факты из жизни В.Лунина, познакомимся с его произведением, научимся отделять положительные качества, важные для настоящего друга от отрицательных, будем учиться выразительно читать стихотворения, передавая чувства автора.

Основное содержание урока:

Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, какие произведения мы читали на прошлых уроках чтения.

Какая тема объединяет все эти произведения? Да, тема дружбы.

Послушайте песню.

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Давайте попробуем разобраться, какими же качествами должен обязательно обладать человек, чтобы его можно было назвать настоящим другом. Почему отсутствие даже одного из этих качеств разрушит настоящую дружбу?

Поможет нам в этом сегодня детский поэт Виктор Лунин.

Виктор Лунин (Виктор Владимирович Левин) – детский поэт, писатель, переводчик, родился в мае 1945 года в Москве, в семье пианистки Фриды Бауэр.

Воспитывали его бабушка и дедушка, т.к. мама была постоянно на гастролях.

В доме было много книг, которые собирал его отец. Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять ещё в школе, но на путь профессионального литератора вступил значительно позже.

Первые публикации стихов в периодике появились в начале 70-ых годов. Первая крохотная книжка-раскладушка "Подарки" на одно стихотворение вышла в "Малыше" в 1975 году. А первый настоящий поэтический сборник "Не наступите на слона" вышел в "Малыше" в 1978 году. У В. Лунина вышло больше тридцати книг стихов и прозы. Лунин – музыкальный человек, поэтому многие из его стихов также музыкальны и на многие из них есть песни.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Виктора Лунина «Я и Вовка».

Послушайте его.

Какое настроение преобладает в этом стихотворении. Почему?

Из-за чего автор очень переживает, приведите примеры из текста. Можно ли назвать главных героев друзьями? Хорошо ли поступал Витька?

Давайте подготовимся к выразительному чтению, заполним таблицу. Какие чувства испытывает автор. (Грусть, печаль, разочарование). Как их нам передать с помощью тона, громкости и темпа.

Подумайте, какую часть стихотворения надо читать тихо, медленно, разочарованно.

Прочитайте эту часть соседу, передавая чувства автора. Теперь несколько человек прочитают вслух, а вы следите за тоном, громкостью и темпом.

Меняется ли настроение героя в конце стихотворения? Почему? Простил ли Витька друга? А вы бы простили Витьку? Заполним таблицу дальше. Какие чувства он испытывает? Как мы будем читать последнее четверостишие, определите тон, громкость, темп.

Прочитайте последнее четверостишие соседу по парте. Теперь несколько человек прочитают вслух, а вы следите за тоном, громкостью и темпом.

Про дружбу много написано и сказок, и рассказов, и стихотворений. Умение дружить ценилось издавна очень высоко. Про дружбу сложено много пословиц и поговорок. Они тоже помогут вам понять, что значит друг, дружба. Вот некоторые из них.

Назвался другом - помогай в беде.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
Друзья познаются в беде.

Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

Не бойся умного врага, бойся глупого друга.

Дружба дружбе рознь - а иную хоть брось.

Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен.

Какими же качествами должен обладать настоящий друг! Выберем из предложенных.

Почему важно каждое из них и дружбы не сложится, если хоты бы одного из них не будет. Все ли качества вы выбрали в начале урока? Надеюсь, что вы воспитаете в себе все необходимые качества, и у вас будет много верных и надежных друзей.

Мы сегодня познакомились с замечательным поэтом, который нам помог лучше разобраться, что же такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Послушайте его пожелания для вас:

«Когда  я пишу детское стихотворение или сказку, то становлюсь десятилетним, или семилетним, или даже пятилетним. Теперь понимаете, как хорошо быть детским поэтом и писателем? Вы всегда можете стать моложе, чем есть на самом деле! Кроме того, детскому писателю легче, чем всем остальным, превратиться в мальчика или девочку, в собаку или кота, в кораблик или вообще неизвестно во что. А ещё в детстве, даже когда грустно, всё равно радостно. Я это понял давным-давно. И мне захотелось, чтобы эту мою грустную радость или радостную грусть поняли и ощутили остальные дети, какого бы возраста они ни были. Мне захотелось, чтобы всё, что испытываю я или герои моих стихов и сказок, передалось и вам, мои читатели. Счастья вам и любви» – ваш Виктор ЛУНИН.

Итак, самое важное!

Настоящий друг – верный, надёжный, добрый, отзывчивый, внимательный, сопереживающий.

А знаете ли вы?

Приблизительно в те же годы, когда вышли первые книги В. Лунина, он занялся поэтическими переводами.

Открытием нового поэтического имени для русского читателя стала книга стихов выдающегося английского поэта ХХ века Уолтера де ла Мэра "Песни сна" (ДЛ, 1983)в переводе Виктора Лунина. За переводные стихи этого тома В. Лунин в 1998 году был награждён почётным международным дипломом им. Андерсена.

Выполнение тестовых заданий.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6