Литературное чтение. 2 класс

Урок 55. Обобщающий урок по теме «Весна»

Конспект урока

Литературное чтение, 2 класс

Урок 55. Обобщающий урок по теме «Весна»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Обобщению знаний и проверка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

Глоссарий по теме

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Ключевые слова.

Стихотворение; загадка; звукопись; рифма.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.107 - 124
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем, как правильно оценивать свои достижения;

научимся обобщать свои знания;

сможем создавать свои поэтические произведения.

Основное содержание урока

1.Обобщение знаний и проверка достижений происходят в ходе беседы вымышленных персонажей – учителя и учеников – Ани и Володи.

У: Мы закончили изучение раздела «Люблю природу русскую. Весна».

как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке?

А: Мы будем повторять и обобщать изученное, оценивать свои достижения.

У: Верно. Какие произведения этого раздела вам запомнились? Назовите их авторов.

В: Мы читали и обсуждали стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, Алексея Николаевича Плещеева, Александра Александровича Блока, Самуила Яковлевича Маршака о весне.

А: В этом разделе мы познакомились и с произведениями Елены Благининой, Ивана Бунина, Эммы Мошковской о маме.

У: О каких особенностях стихотворных произведений вы знаете?

А: Стихотворение – небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

В: Поэты используют в стихотворениях различные художественные приёмы, позволяющие более ярко и выразительно нарисовать картины природы или выразить свои чувства.

У: В каком произведении автор пишет о Весне, как о живом существе?

А. Федор Иванович Тютчев в стихотворении «Зима недаром злится…»

В: Поэт противопоставляет «злую ведьму» – Зиму и «прекрасное дитя» Весну.

А: А в другом стихотворении Тютчева – «Весенние воды» весна посылает гонцов, чтобы сообщить о своём приходе.

У: каких ещё гонцов присылает к нам Весна?

В: Ласточку. Её прилёту радуется поэт Алексей Плещеев. Ведь ласточка – вестница весны.

У: называют ли писатели приметы весны в своих стихотворениях? Приведите примеры.

А: «Тает снег, бегут ручьи», небо стало голубым и чистым, «звонко, тонко» журчат ручьи, «зачирикал воробей веселей на крыше», «жаворонки в небе уж подняли трезвон», скоро «засвищут соловьи»

В: «Травка зеленеет», скоро «лес оденется листвою», «на вербах серебром светятся серёжки».

У: Молодцы. Мы изучали приём звукописи. Что вы запомнили об этом приёме?

А: Звукопись – прием, когда с помощью сочетаний звуков в словах передают звуки окружающего мира

У: приведите примеры использования поэтами звукописи.

В: В стихотворении Фёдора Тютчева «Весенние воды» можно услышать плеск воды. Движение передают повторяющиеся слова – «весна» , «идёт» , «гласят» , звуки – «бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят, они гласят… »

У: Какое настроение вы назвали бы весенним?

А: Я назвала бы весенним радостное, праздничное, приподнятое, светлое настроение. Таким настроением проникнуты все стихотворения о весне в этом разделе.

У: Как вы думаете, почему в разделе стихотворений о весне размещены и произведения о маме.

В: Мне кажется, что мама – самый любимый человек в жизни каждого ребёнка. Мама, как весна, дарит нам тепло, радость, свет и любовь. Весной мы поздравляем маму с праздником – Женским днём.

А: Иван Бунин и Алексей Плещеев описывают в своих стихотворениях свои детские воспоминания о матери. Мама – человек, с которым никогда не бывает страшно. Она всегда успокоит, защитит, обнадёжит.

У: какие ещё произведения были размещены в разделе «Весна»?

А: Загадки о весне, о весенних явлениях природы.

В: Мы не только отгадывали эти загадки, но и придумывали свои. Например, я придумал такую загадку.

Белый ковер исчезает – под ним зелёный вырастает.

А: Это загадка о снеге и первой травке.

У: Молодцы ребята. Вы хорошо усвоили материал урок.

Разбор типового тренировочного задания

Филворд «Вспомни слово»

Текст вопроса: Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова, пропущенные в цитатах

1. «И ___________в небе

Уж подняли трезвон»

2. «______________ с весною

В сени к нам летит»

3. «Ещё в полях белеет снег

А _____________уж весной шумят»

4. «Уж тает снег, бегут ________,

В окно повеяло весною»

5. «Мы молодой весны ________,

Она нас выслала вперёд»

Название файла с изображением к вопросу:

р

л

л

о

п

г

с

ь

ц

о

с

ж

а

в

о

р

о

н

к

и

р

в

к

с

о

ц

у

н

к

а

ю

ц

к

г

т

д

б

ч

ц

н

е

т

б

н

а

о

ы

н

ь

ы

ь

е

в

и

ч

е

ч

р

т

и

р

е

о

е

т

е

р

к

л

а

ь

н

о

л

в

а

о

о

а

а

с

т

а

в

к

а

с

в

с

к

м

о

л

ё

т

л

ж

о

т

Правильный ответ:

р

л

л

о

п

г

с

ь

ц

о

с

ж

а

в

о

р

о

н

к

и

р

в

к

с

о

ц

у

н

к

а

ю

ц

к

г

т

д

б

ч

ц

н

е

т

б

н

а

о

ы

н

ь

ы

ь

е

в

и

ч

е

ч

р

т

и

р

е

о

е

т

е

р

к

л

а

ь

н

о

л

в

а

о

о

а

а

с

т

а

в

к

а

с

в

с

к

м

о

л

ё

т

л

ж

о

т

Разбор типового контрольного задания

Найдите рифмы.

Текст вопроса:

1 вариант

Выделите одинаковым цветом рифмующиеся строки стихотворения А. Блока «На лугу»

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звончее

Над лугом голоса.

2 вариант

Выделите одинаковым цветом рифмующиеся строки стихотворения Самуила Яковлевича Маршака

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Ответ:

1 вариант

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звончее

Над лугом голоса.

2 вариант

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6