Музыка. 2 класс

Урок 2. Музыкальный сказочник: Н.А. Римский-Корсаков

Конспект урока

Музыка, 2 класс

Урок 2. «Музыкальный сказочник: Н.А. Римский-Корсаков»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство со сказочными образами в русской музыке на примере творчества Н.А. Римского-Корсакова.
  2. Выявление и исполнение выразительных и изобразительных интонаций в музыке Н.А. Римского-Корсакова. Изобразительные возможности симфонического оркестра.
  3. Расширение представлений о музыкальном театре: опера, сказочная опера, опера-былина.
  4. Жанр симфонической сюиты. Сказочные образы в сюите.
  5. Пластические импровизации и другие виды музицирования.

Глоссарий по теме:

Музыкальной живописью называют музыку, которая вызывает в нашем воображении яркие зрительные образы, словно «рисует картины».

Таким свойством обладают многие произведения Н.А. Римского-Корсакова. Слушая «Океан-море синее», мы словно видим величавое море, как будто слышим его шум, чувствуем изменения его состояния, представляем даже цвет моря.

Слушателям нередко хочется нарисовать, изобразить услышанное.

Ключевые слова

Опера, опера-былина, гусли, симфонический оркестр, море, сюита, сказка, образы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Г.П. Сергеева. Музыка. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 14-17.
  2. Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  3. Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С. 239-240.

На уроке мы узнаем о разнообразии изобразительных интонаций в русской музыке;

научимся сравнивать сюжеты и темы;

сможем изобразить музыку.

Основное содержание урока

  1. Николай Андреевич Римский-Корсаков – композитор-сказочник: большая часть произведений написана на сказочный сюжет. Он был великим сказочником. И не только потому, что умел музыкой пересказывать смешные или грустные сказки, создавать музыкальные былины и сказания, строить небывалые чертоги. Римский – Корсаков был сказочником, потому что в сказке видел целый мир народной выдумки.
  2. Посмотрите видеофрагмент, в котором звучит музыка Римского-Корсакова. Какое настроение передаёт нам песня, которую исполняет главный герой? О каком инструменте рассказывается в песне? Определите жанр песни, которую исполняет главный герой: она лирическая, трудовая или хороводная?
  3. Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, музыкальный деятель. Главным жанром его творчества была опера. Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней очарование сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках. В его музыке зазвучала даже радуга, нарисованная звуками оркестра в опере-балете «Млада». Зажигательная яркая хороводная песня передает образ русской души Садко, главного героя оперы – былины композитора Николая Римского – Корсакова «Садко».
  4. Опера – музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют. Опера – былина «Садко», написана на основе русских былин. Давайте представим, что мы находимся вместе с главным героем, на пиру у морского царя, споём песню вместе с ним, импровизируя игру на гуслях. Такой характер складывается благодаря быстрому темпу; смене динамических оттенков: громко – форте и тихо – пиано; необычному острому ритму.
  5. Вы уже знаете, что музыкальные звуки бывают короткими и длинными. Сочетание звуков разной длительности, образуют ритм. Острый ритм, который вы почувствовали в этой песне, образуется путем удлиненной сильной доли и укороченной слабой. Музыканты называют такой ритм – пунктирный. В нотах пунктирный ритм обозначается точкой рядом с удлиненной нотой. Вы видите, в этом фрагменте пунктирный ритм состоит из восьмой нотки и шестнадцатой.
  6. Оперу-былину «Садко» открывает музыкальное вступление, которое рисует образ моря. Послушайте вступление к опере «Садко» и свободными жестами покажите движение и характер музыки. Главную изобразительную интонацию, из которой вырастает картина моря, композитор передаёт звучанием симфонического оркестра. Спокойная, но грозная морская стихия, ровно катятся волны в необъятном морском просторе. Глухой гул стоит над океанской ширью. Спойте главную интонацию вступления, из которой вырастает картина моря. Композитор создал захватывающую морскую картину на основе интонации, построенной всего из трёх звуков. Мажорный лад произведения, медленный темп, два пиано – (очень тихое звучание оркестра), низкие звуки, - создают бескрайность морских просторов, где не видно ни корабля, ни живого существа.
  7. Низкие звуки в нотной записи записываются после ключа, который называется – Басовый.
  8. На основе сказки А.С. Пушкина, Римский-Корсаков написал свою, музыкальную, сказку — оперу о царе Салтане, его сыне царевиче Гвидоне и Царевне-Лебеди. «Три чуда» - вот где музыка поистине живописна. Тут и белочка, что грызет золотые орешки и с присвисточкой поет: «Во саду ли, в огороде», и тридцать три богатыря «в чешуе, как жар горя», и несказанной красоты Царевна-Лебедь. Послушайте фрагмент симфонической картины «Три чуда» и покажите свободными жестами характер мелодии каждого из чудес.
  9. В опере «Сказка о царе Салтане» Римский – Корсаков музыкой передаёт полёт шмеля, который летит через море. Быстрый темп, короткие и очень короткие длительности нот, меняющаяся динамика, тембр скрипки – всё это так и заставляет нас оглянуться, чтобы убедиться, что мы слышим именно музыку.
  10. Симфоническую сюиту «Шехеразада» композитор написал по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и портретов сказочных героев.
  11. В музыкальных картинках Римский-Корсаков описывал и пробуждение трепетной весны, и роскошь осени, и яркие картины южного лета, и таинственные пейзажи русской зимы. Но особенно по душе ему было море. Его море то величаво вздымает волны, то спокойно дышит, то нежно и ласково колышется. Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков - настоящий чародей музыкальной живописи и великий сказочник в русской музыке.

Разбор типового тренировочного задания.

Текст вопроса:

Послушайте Вступление к опере-былине « Садко» - «Океан-море синее».

Какой образ моря рисует музыка?

Из предложенных вариантов выберите тот, который по характеру соответствует образу прозвучавшей музыки.

Варианты ответов:

А) Музыка мелодичная, спокойная, рисует нежный, лазурный образ моря.

Б) Музыка рисует образ бушующей стихии.

В) Музыка, как будто «ворчит». В ней чувствуется скрытое волнение, напряжение. Она рисует тревожный, непредсказуемый образ моря.

Название файла с изображением к вопросу:

Нет.

Название файла с аудио / видео к вопросу:

«аудио3.mp3».

Н. Римский-Корсаков. Вступление к опере-былине «Садко» - «Океан-море синее».

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 0:45 сек.

Правильный вариант: Вариант В.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Представьте, какой образ моря хотелось бы вам нарисовать при прослушивании этого фрагмента?

Разбор типового контрольного задания.

Текст вопроса:

Послушайте музыку Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Определите название солирующего инструмента.

Варианты ответов:

1. Флейта.

2. Свирель.

3. Скрипка.

4. Арфа.

5. Гусли.

Название файла с изображением к вопросу:

Нет.

Название файла с аудио / видео к вопросу:

«аудио5.mp3».

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». «Полёт шмеля».

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 0:45 сек.

Правильный вариант: Вариант 3. Скрипка.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Подумай, какой инструмент мог изобразить звенящий звук, похожий на жужжание шмеля?

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6