Музыка. 2 класс

Урок 4. Д.Б. Кабалевский – детям

Конспект урока

Музыка, 2 класс

Урок 4. «Д.Б. Кабалевский – детям»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство с образным содержанием и жанровым разнообразием музыки Д.Б. Кабалевского.
  2. Выявление и исполнение ритмов марша, танца и песни на примерах музыки Д.Б. Кабалевского и русской народной музыки.
  3. Знакомство с понятием «размер».
  4. Основные музыкальные жанры: пеня, танец и марш.

Глоссарий по теме:

Терциятретья ступень звукоряда. Если звукоряд построить от ноты «до», то третью ступень найти очень легко: просто нужно, напевая звукоряд, остановиться на третьем звуке. Итак: до, ре, ми… Правильно! Третий звук – «ми». Значит, третья ступень будет – «ми».

Терцией называют и музыкальный интервал, то есть расстояние от одного до другого звука по высоте.

Слово «терция» обозначает «три». Поэтому интервал «терция» можно построить так. Споём три любых звука по порядку, например, «до, ре, ми». Крайние звуки составят терцию – «до-ми». Попробуем ещё раз: «ре, ми, фа». В этом случае терция – «ре-фа».

Увидеть терцию в музыкальном произведении очень легко: нужно просто представить, какие звуки могут находиться между двумя соседними.

Например, вспомним русскую народную песню «Как у наших, у ворот». Она начинается с нот «соль-си». Между «соль» и «си» могла бы поместиться ещё одна нота – «ля», если бы мы пели звукоряд. Значит, «соль-си» - терция.

Ключевые слова

Песня, танец, марш, музыкальные инструменты, импровизация, размер, инструментальная музыка, лад, динамика.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Г.П. Сергеева. Музыка. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 24-32.
  2. Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  3. Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С. 122-123; 178; 224; 274.

На уроке мы узнаем, как музыка передаёт характер человека;

научимся понимать содержание музыки Д.Б. Кабалевского;

сможем импровизировать.

Основное содержание урока

  1. Сегодня мы познакомимся с замечательным, необычным композитором. Его по праву называют великим детским композитором. И имя его - Дмитрий Борисович Кабалевский. Послушайте музыку. Знакома ли вам эта песня? О чём она рассказывает? Кто её исполняет? Хор, солист, или… подумайте над правильным ответом. Какие чувства у вас вызвала у вас песня? Какое передала настроение?
  2. Дмитрий Борисович Кабалевский передает в своих произведениях различные чувства, настроения, образы, знакомые детям. В пьесе «Клоуны» вы услышите рассказ о цирковых артистах. Пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун». Значит, рассказ в ней идёт о клоунах с разным характером и настроением. Давайте послушаем, какие это клоуны? Веселый и грустный.

«Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить»

Правильно, музыка 1-й и 3-й частей звучит шутливо, изображает веселого клоуна. А какой лад помогает передать это настроение? Да, мажорный. Музыка 2-й части — это музыка клоуна, у которого ничего не получается, поэтому он грустит, а значит и музыка звучит иначе. В каком ладу? Действительно, в минорном.

  1. У музыки свой особенный язык - язык звуков. И свои выразительные средства: мелодия, темп, лад, динамика, тембр, ритм, размер. Средства музыкальной выразительности взаимодействуют в разных жанрах музыки. Основных жанров – три. Это песня, танец и марш. На них держится вся музыка.

Дмитрий Борисович Кабалевский назвал их тремя китами подобно трём китам, держащим на своих спинах Землю согласно старинной легенде.

Первый кит - марш. Под такую музыку так и хочется помаршировать! Давайте с вами промаршируем. А можно и продирижировать: раз – два, раз- два! Мы познакомились с тремя основными простыми жанрами в музыке: маршем, танцем, песней.

  1. Основных жанров - три, а как в музыке называется ансамбль из трёх музыкантов? Такой ансамбль называется - трио.
  2. Мы с вами уже хорошо знаем, что такое интервал. А как вы думаете, как может называться интервал из трёх ступеней? Он называется – терция. Терция – значит расстояние по высоте от первого до второго звука, но такое, что между этими звуками может поместиться ещё один. Например, до-ми, ре-фа, ми-соль. Словно мы прыгаем через ступеньку музыкальной лесенки.
  3. Терция часто встречается в песнях: например, в русской народной песне. «На горе-то калина». Между первыми двумя звуками – терция. Рассмотрите ноты и найдите ещё одну терцию. В какой она строчке? Верно, в первой. Обратите внимание, в нотах указан размер 2/4. Продирижируйте: раз – два, раз- два. Теперь можно спеть и продирижировать эту песню под музыку. Начинаем!
  4. В польке, которую на видео исполнял композитор Дмитрий Кабалевский, тоже был размер 2/4, но это был танец. А ещё раньше мы маршировали, считая «Раз – два, раз- два». Значит, такой ритм и размер может быть и у танца, и у песни, и у марша. А вот в вальсе не получится дирижировать на «раз-два», потому что размер вальса – трёхдольный. И дирижировать нужно будет на «раз-два-три». Убедитесь в этом сами: послушайте «Вежливый вальс» Д.Б. Кабалевского и подирижируйте, считая. Размер вальса – ¾. Это значит, что в каждом такте может разместиться три четвертных нотки. Как в «Вежливом вальсе», посмотрите. Особенно хорошо это видно по вокальной строке – для пения. Именно под ней пишут слова песни. Мелодия вальса написана композитором четвертными нотами. В каждом такте – по три таких ноты.
  5. Как вы уже увидели, размер указывается в начале нотного текста, сразу после скрипичного или басового ключа. Например, как в пьесе Дмитрия Борисовича «Клоуны».
  6. Дмитрий Борисович Кабалевский не только сочинил много музыки для детей, но и замечательно рассказывал детям о музыке, учил детей музыке. Музыка Кабалевского так же, как и вся другая музыка, опирается на песню, танец или марш.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Послушайте музыку.

Установите соответствие между названиями произведений и характерами интонаций.

Варианты ответов:

А) Дм. Кабалевский. «Мечты».

Интонации динамичные озорные, шутливые.

Б) Дм. Кабалевский. «Клоуны».

Интонации светлые, лирические, вдохновенные.

Название файла с изображением к вопросу:

Нет.

Название файла с аудио / видео к вопросу:

«аудио1.mp3».

Д.Б. Кабалевский. «Клоуны».

Исполнитель: Струнный дуэт А. Векслер и Д. Долганов.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 00:25 сек.

«аудио2.mp3».

Д.Б. Кабалевский. «Мечты».

Исполнитель:

Неизвестен.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 00:25 сек.

Правильный вариант:

А) Дм. Кабалевский. «Мечты».

Интонации светлые, лирические, вдохновенные.

Б) Дм. Кабалевский. «Клоуны».

Интонации динамичные озорные, шутливые.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Подумайте, под какую музыку вам захотелось бы мечтать?

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса:

Найдите произведения Д.Б. Кабалевского, написанные в жанре песни, среди представленных:

1. «Наш край».

2. «Клоуны».

3. «Вежливый вальс».

4. «Мечты».

Название файла с изображением к вопросу:

Нет.

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Нет.

Правильный вариант:

1. «Наш край».

4. «Мечты».

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Попробуйте напеть мелодии этих произведений. Это поможет ответить на вопрос.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6