Литературное чтение. 3 класс

Урок 29. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 29. В. М. Гаршин «Лягушка -путешественница»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Народная и литературная сказки;
  2. Биография В.М. Гаршина;
  3. Творчество В. М. Гаршина.

Цель:

  • знакомство с особенностями литературных и народных сказок.

Задачи:

  • сравнивать народные и литературные сказки;
  • характеризовать героев.

Тезаурус

Сказка – это повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Присказка – это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.

Аллегория – иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Аллегория – иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. 3 класс – М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М.: «Просвещение», 2013.

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001.

Мы узнаем об особенностях содержания народной и литературной сказок.

Научимся различать народные и литературные сказки.

Сможем наблюдать за развитием событий.

Основное содержание урока

Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста, от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.

Сказки можно разделить на две группы: литературные (авторские) и народные.

Народная сказка:

  • «Царевна –Лягушка».

Литературная сказка:

  • «Лягушка – путешественница».

Всеволод Михайлович Гаршин – выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 года в имении Приятная Долина (ныне Донецкая область Украины) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму. Ребёнок стал причиной крепкого раздора между родителями. До 1864 года он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовало его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции. Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. Произведённый в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрёл известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления. Детская сказка «Лягушка-путешественница» – последнее произведение В. Гаршина.

Сказка «Лягушка-путешественница» – это забавная история о предприимчивой лягушке, решившей посетить «славные тёплые болота» на юге и отведать тамошних мошек и комаров.

Сказка создана на основе рассказа индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками – два гуся. Черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М. Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись от «реплики», падает и разбивается.

Жила в одном болоте лягушка и наступила осень. Лягушка радовалась дождю и не квакала только, потому, что осенью квакать не солидно.

Вдруг на болото села стая уток и лягушка захотела с ними поговорить.

Утки очень хвалили юг, ведь там тепло, и лягушка решила во чтобы то ни стало побывать на юге.

Лягушка придумала способ долететь до юга на утках с помощью прутика. Утки были в восторге от сообразительности лягушки и согласились.

Лягушка в полёте примиряла разные позы. На третий день попросила уток лететь пониже, чтобы услышать, что говорят люди. Люди удивлялись, видя в небе уток с лягушкой. Лягушка не выдержала и закричала, что это она всё придумала. С этим криком лягушка и упала в местный пруд.

Главная героиня – лягушка. Она находчивая, изобретательная, смелая, но хвастливая.

Автор симпатизирует героине своей сказки, он рассказывает нам о ней с доброй иронией. В. Гаршин так описал нам лягушку: «дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли подтекали ей под брюшко и за лапки».

На протяжении всего повествования автор слегка подшучивает над своей героиней.

В этой сказке мы можем выделить четыре эпизода и вступление. Выделенные эпизоды сказки:

  • знакомство с лягушкой;
  • прилёт уток к лягушке на болото;
  • полёт-путешествие лягушки с утками;
  • падение в незнакомое болото и новая жизнь лягушки.

Вступление напоминает нам присказку.

Лягушка показана нам глупенькой и несдержанной. Это мы видим в эпизоде, когда лягушка летела, схватившись ртом за тростинку. Она так сильно хотела похвалиться перед всеми своей идеей лететь на утках, что забыла о своём положение и закричала: «Это я, я придумала!» После чего упала в чужое болото. Автор в своём произведении иронизирует, используя слова: «шлёпнулась», «полетела вверх тормашками», «бултыхнулась».

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Сама лягушка хвастлива и получает удовольствие, когда её хвалят. Также, когда она рассказывала другим лягушкам о своём путешествии, она всё преувеличивала и рассказывала даже того, чего не было. Например, она сказала, что утки её личные, и что она была на юге, где очень хорошо, хоть она туда и не попала.

Автор видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.

Образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.

Главная мысль заключается в том, что хвастовство никогда не приведёт к добру.

Сказка учит скромности, сдержанности, умению находить выход в любой ситуации.

Сравнивая сказки «Царевна-лягушка» и «Лягушка-путешественница» можно пронаблюдать, что в литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т.е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.

В литературной сказке ярко представлен характер персонажей. Читатель понимает, кого из персонажей автор ценит, а кого осуждает.

Литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его духовный мир.

Тема хвастовства актуальна и в наше дни. Многие люди красочно рассказывают о себе и о своих мнимых достоинствах. А узнав их получше, можно разочароваться, так как на самом деле они являются не теми, за кого себя выдают.

Всеволод Михайлович в своей сказке на примере Лягушки показал детям, что не нужно хвастаться о своих поступках, а, наоборот, быть скромным, и тогда задуманное обязательно получится.

«Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям», – отмечал литературовед, автор книги о творчестве Гаршина Г.А. Бялый, что последнее его произведение светло и беспечально. Это произведение как бы свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что «свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда».

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Расположите на ленте времени части сказки «Лягушка-путешественница».

Лента времени.

Части сказки:

Стая уток

Находчивость Лягушки

Второй день путешествия

Разбитые мечты

Лягушка в болоте

Прекрасный юг

Первый день путешествия

Падение лягушки

Правильный ответ:

Части располагаются в последовательности:

Лягушка в болоте

Стая уток

Прекрасный юг

Находчивость Лягушки

Первый день путешествия

Второй день путешествия

Падение лягушки

Разбитые мечты

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

Присказка

Это повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка

Это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.

2 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

Аллегория

Тонкая, скрытая насмешка.

Ирония

Иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Ответ

1 вариант

Присказка

Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Сказка

Это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.

2 вариант

Аллегория

Тонкая, скрытая насмешка.

Ирония

Иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6