Литературное чтение. 3 класс

Урок 38. С. Черный «Что ты тискаешь утёнка...», «Воробей», «Слон»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 38. С. Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящён знакомству с произведениями Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон».

Глоссарий по теме

Юмор – способность подмечать в явлениях комичные, смешные стороны.

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

Ключевые слова

Саша Чёрный, воробей, слон, поэт, псевдоним

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 51-58.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32.
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. – М. : Просвещение, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с экрана.

Мы узнаем стихи поэта Саши Чёрного. Мы научимся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Мы сможем сравнивать стихи разных поэтов на общую тему

Основное содержание урока

Поэт и прозаик Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково — Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные — его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима. Родился автор в Одессе, 13 октября 1880 года. Вскоре родители отдали мальчика в гимназию, однако судьба сложилась так, что Александр покинул свой дом и, оставшись совершенно нищим, стал попрошайничать на улице. Об одиноком и бедном мальчишке написали в газете. Этот рассказ до того тронул одного господина чиновника, К.К. Роше, что он решил взять юного Сашу к себе. Роше был человеком достаточно благородным и любил поэзию, что, безусловно, внесло свой вклад в характер будущего писателя.

Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) в своих произведениях всегда писал о том, что прежде всего человеку необходимо быть добрым и чутким, жить по чести и любви. Творчество Саши Чёрного - уникальное явление в русской поэзии начала ХХ века. Его стихи своеобразны; их можно отнести к сатирической лирике или лирической сатире, в них сочетаются юмор, искренность, смелость и в то же время душевная боль.

Интерактивное общение школьников Ани и Володи. Мальчик Володя и девочка Аня сидят за столом перед книгой и беседуют.

А:Какое интересное имя у этого поэта, Саша Чёрный.

В: Ты знаешь, Аня, это его псевдоним.

А: Какое же настоящее имя у этого поэта?

В: Александр Михайлович Гликберг

А: Почему же он придумал себе такой псевдоним?

В:Давай ка прочтём об этом в книге!

Однажды Саша Чёрный открыл секрет своего псевдонима: «Нас было двое в семье с именем Александр (В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша). Один брюнет, другой блондин…» Отгадайте, каким из них был наш поэт?

В поэзии Саши Чёрного мы узнаем о беззащитных животных, которым мы можем помочь своим вниманием и уважением.

Что ты тискаешь утенка?

Что ты тискаешь утенка?

Он малыш, а ты — большой.

Ишь, задравши головенку,

Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку, —

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать,

Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,

Пусть идет купаться в пруд,—

Лапы мальчика не шутка,

Чуть притиснешь — и капут.

Конечно, маленькие существа вокруг нас имеют свою собственную судьбу, своё настроение и свои мысли. Мы должны их уважать. Даже если речь идёт по маленькой птичке.

Послушаем стихотворение «Воробей»

Воробей

Воробей, мой воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь,

Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...

Фурх! удрал... какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

Но не только маленькие птички нуждаются в нашем внимании и уважении, но и очень крупные животные, такие, как, например, Слон.

Слон

— Слоник-слоник, настоящий слон живой, —

Отчего ты все качаешь головой?

— Оттого что, потому что, потому, —

Все я думаю, дружок, и не пойму…

Не пойму, что человек, такой малыш —

Посадил меня в клетушку, словно мышь…

Ох, как скучно головой весь день качать!

Лучше бревна дали б, что ли, потаскать…

— Слоник-слоник, не качай ты головой!

Дай мне лучше поскорее хобот свой…

Я принес тебе из бархата слона,

Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали ответы на вопросы:

  1. Жёлтый пушистый малыш, которого не следует тискать.
  2. Маленькая птичка, живущая в городе.
  3. Он имеет большие и уши и хобот.

у

с

л

т

к

и

м

а

с

а

и

и

а

п

с

с

ю

б

в

т

и

е

ч

и

в

д

в

к

п

щ

с

ш

у

т

ё

н

о

к

ы

й

ц

л

к

е

н

д

р

ш

ь

з

я

с

л

о

н

ц

о

ш

д

а

к

т

п

ы

т

о

б

и

щ

у

м

а

и

с

к

г

е

к

й

д

с

е

о

щ

д

м

й

п

у

ы

м

к

и

т

ь

б

ю

ё

о

а

Ответы:

у

с

л

т

к

и

м

а

с

а

и

и

а

п

с

с

ю

б

в

т

и

е

ч

и

в

д

в

к

п

щ

с

ш

у

т

ё

н

о

к

ы

й

ц

л

к

е

н

д

р

ш

ь

з

я

с

л

о

н

ц

о

ш

д

а

к

т

п

ы

т

о

б

и

щ

у

м

а

и

с

к

г

е

к

й

д

с

е

о

щ

д

м

й

п

у

ы

м

к

и

т

ь

б

ю

ё

о

а

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Текст вопроса

Разделите слова по тем произведениям, в которых они встречаются:

Слова для выбора: бисер, пичужка, дружок, человек, глазки, крошки, бревна, малыш

«Воробей»

«Слон»

Ответ:

«Воробей»

«Слон»

бисер

дружок

пичужка

человек

глазки

бревна

крошки

малыш

Разбор типового контрольного задания

2 вариант

Текст вопроса

Зачеркните слово, которое встречается хотя бы в двух из трех произведений («Воробей, «Что ты тискаешь утенка?», «Слон»

1) азбука, малыш, нахал

2) лапа, рот, нос, ухо

3) слон, утенок, мышь, воробей

Ответ:

1) азбука, малыш, нахал

2) лапа, рот, нос, ухо

3) слон, утенок, мышь, воробей

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6