Литературное чтение. 3 класс

Урок 40. С.А. Есенин «Черемуха»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 40.С.А. Есенин. «Черёмуха»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Особенности отражения темы природы, Родины в стихах Есенина на примере его стихотворения «Черёмуха».
  2. Интерпретация текста стихотворения С.А. Есенина «Черёмуха».
  3. Развитие эстетического восприятия и творческого воображения на основе стихотворения С.А. Есенина «Черёмуха».

Глоссарий по теме

Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Олицетворение – это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.

Роса медвяная – капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие.

Зелень пряная – зелень с острым пряным запахом, душистая.

Проталинка – место, где растаял снег и виднеется земля.

Волна гремучая – вода громко журчит.

Обдает – брызги воды достигают дерева.

Под кручею – под обрывом.

Ключевые слова

Литературное произведение, стихотворение, поэзия, стихи, поэт, Есенин, русский поэт, герои, характеры, эпитет, олицетворение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил. С.51-58

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха». Научимся находить в стихотворении яркие образные слова и выражения (эпитеты).Сможем соотносить название стихотворения и его содержание.

Основное содержание урока

Внуки, навещающие бабушку, за чаем спрашивают её о Есенине. Вспоминают изученное ранее в школе стихотворение Есенина «Береза». Бабушка читает вслух еще неизвестное внукам стихотворение Есенина «Черёмуха», объясняет им понятия «эпитет» и «олицетворение», проводит анализ стихотворного текста.

ВНУК: Бабушка, я давно хотел спросить: а чей это портрет на стене?

БАБУШКА: Это, внучек, портрет замечательного русского поэта – Сергея Есенина. Он жил и творил в начале двадцатого века. Благодаря своим красивым стихам о природе, о Родине, о любви Сергей Есенин известен не только в России, но и во всём мире.

ВНУЧКА: А-аа! Я вспомнила! Мы в школе читали его стихотворение «Белая берёза»! «Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти белой бахромой».

БАБУШКА: Верно, внучка! «Белая берёза» - это очень красивое стихотворение! В нём описывается, как волшебно выглядят деревья снежной зимой! Но сейчас у нас весна. Хотите, я прочитаю вам чудесное весеннее стихотворение Сергея Есенина?

ВНУЧКА: Конечно! Я очень хочу!

ВНУК: Погоди, погоди! А ты сначала расскажи, о чём там. Вдруг оно скучное или непонятное. Есенин же писал его сто лет назад. Вдруг мы ничего в нём не поймём. Ты лучше заранее объясни, что поэт хотел сказать, зачем он его написал, кого он там описывает, чтобы нам было легче воспринимать стихотворение и чтобы мы всё поняли.

ВНУЧКА: Ну, честно говоря, бабушка, мне тоже стихи понимать сложнее, чем рассказы или сказки. Может, и правда, ты лучше сначала объяснишь нам, что к чему, а потом прочитаешь.

БАБУШКА: Детки, поэты, как, впрочем, и музыканты, и художники, обращаются к нашим чувствам, а не к разуму. А Есенин просто гениально передаёт чувства – вы сейчас в этом убедитесь! А когда вы почувствуете то же, что чувствовал поэт, то вы, конечно, всё поймёте!

ВНУК: Ну, хорошо. Тогда читай!

БАБУШКА: А Вы смотрите в окно, вон на то деревце в цвету. Это черёмуха и стихотворение Сергея Есенина так и называется – «Черёмуха». Смотрите в окно и постарайтесь почувствовать и представить, что происходит в стихотворении.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.


А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво

под кручею

Ей песенки поет.

ВНУК: Ой, как здорово Есенин описал цветущую черёмуху! В каждой строчке чувствуется весна, оживание природы весной, радость и восторг!

ВНУЧКА: Да! Как же красиво! Просто восхитительно! Я почувствовала, как Есенин восхищается увиденной им весенней картиной. И поэт вроде говорит о деревце и ручейке, а мне представились двое влюблённых: красивая и чуть кокетливая девушка и желающий добиться ее внимания юноша.

БАБУШКА: Вот видите, дорогие мои, вы всё почувствовали и правильно поняли. А то, что ты, внученька, увидела в образах черёмухи и ручья двух влюблённых, так это потому, что Есенин использует в стихотворении художественный приём – олицетворение: поэт делает так, что неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют как люди.

ВНУЧКА: Олицетворение? Как интересно! Надо запомнить!

ВНУК: А мне очень понравилось, как красиво Есенин описывает черемуху и ручей: «ветки золотистые», «серебряный ручей», «черёмуха душистая», «зелень пряная», «волной гремучею».

БАБУШКА: Выходит, тебе, внучек, понравились эпитеты, которые использует поэт. Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Согласись, ведь можно сказать про ручей: «прозрачный ручей» вместо «серебряный ручей», или «шумная волна» вместо «гремучая волна», или «приятно пахнущая черёмуха» вместо «черёмуха душистая», но будет ли это звучать так же красиво, как у Есенина?

ВНУК: Так красиво, как у Есенина уже не будет. Получается как-то обыкновенно: «прозрачный ручей», «приятно пахнущая черёмуха» - ничего необычного. Неинтересно совсем.

БАБУШКА: Да. Без эпитетов - обыкновенно, привычно и неинтересно. Поэтому поэт и использует эпитеты «душистая», «золотистая», «серебряный», «гремучею». Так он придаёт словам больше образности и эмоциональности.

ВНУЧКА: Спасибо, бабушка, за то, что открыла для нас такое замечательное стихотворение! А можно я на время возьму эту книжку со стихами Сергея Есенина? Хочу почитать и другие его стихи.

БАБУШКА: С радостью дарю её тебе, внученька! Неудивительно, что тебе понравилось стихотворение Сергея Есенина. Его называли певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки своих настроений и чувств. Есенина отличают необыкновенная искренность и удивительная чуткость. Поэт был влюблен в родные леса и поля, в небо над его деревней Константиново, в деревья и цветы, поэтому еще ребёнком он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо и чувствовать красоту окружающей природы.

ВНУЧКА: Нам пора бабушка. Спасибо тебе!

ВНУК: У тебя в гостях мы всегда узнаём много нового и интересного!

БАБУШКА: До свидания, дорогие мои! Надеюсь, вы обязательно прочитаете стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха» вашим одноклассникам, друзьям и родителям.

Разбор типового тренировочного задания

Множественный выбор

Текст вопроса: Выберите слова, которые относятся к эпитетам.

1. душистая

2. по коре

3. золотистая

4. с весною

5. пряная

6. песенки

7. гремучею

8. ручей

9. медвяная

10. зелень

Ответ:

1. душистая

3. золотистая

5. пряная

7. гремучею

9. медвяная

Разбор типового контрольного задания

Зачеркивания элементов

Текст вопроса: Зачеркните слова, которые не используются в стихотворении С. Есенина «Черёмуха»:

1 вариант

Черёмуха, пчела, ручей, сирень, кудри, проталинка, ворона.

2 вариант

Жук, ручей, море, ветки, избушка, волна, черёмуха.

Ответ

1 вариант

Черёмуха, пчела, ручей, сирень, кудри, проталинка, ворона.

2 вариант

Жук, ручей, море, ветки, избушка, волна, черёмуха.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6