Изобразительное искусство. 2 класс

Урок 8. Гжель

Конспект урока

Изобразительное искусство. 2 класс.

Урок№ 8 «Гжель»

Вопросы:

  1. Что такое русская керамика?
  2. Что такое гжель?
  3. Что такое кистевой мазок?
  4. Как выполнить изображение вазы?

Ключевые слова: Кистевой мазок; гжель; керамика; голубой; зима; декоративность;искусство.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

«Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна»

(Сергей Есенин)

Взгляните на прекрасные изделия Гжельской росписи. Хоть основным мотивом для росписи является растительный орнамент, гжель наиболее созвучна зимним пейзажем и стихотворением Сергея Есенина.

Обратите внимания, как изящно, нанесены узоры синей краской на белый фарфор.

Кто бы мог подумать, что все эти лепестки, усики и листья наносят без предварительной карандашной разметки.

Такое письмо имеет свое название.

Наш урок посвящен такому виду керамики как Гжель. Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край. 
27 деревень, так называемые «Гжельский куст».

Народные мастера этого района изначально создавали керамику, а в дальнейшем ими была найдена глина, и они начали создавать фарфор.

Керамика, это изделия из обожженной глины. Фарфор — это вид керамики, непроницаемый для воды и газа. При лёгком ударе деревянной палочкой, фарфоровое изделие, издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Гжель очень узнаваема и многими любима. Узоры, нанесенные мастерами, хранят ощущение особой нежности, чистоты, хрупкости, возможно тихой радости от глубины синего цвета, изменчивого как тени на снегу.

Гжельский узор наносится синим кобальтом, который в процессе обжига уже получает свой прекрасный синий цвет. Гжельские мастера различают до двадцати оттенков синего, будь оттенок светлее или темнее, это зависит от выбора конкретного мастера.

Излюбленный узор гжельских мастеров, это роза. Среди ремесленников называют ее Агашкой. Связанно это с тем, что в девятнадцатом веке, на фарфоровых заводах, было много художниц по имени Агафья.

Особую выразительность гжельским цветам придает красота его тональности, то есть постепенный переход от светлого к темному оттенку синего, который достигается сразу, одним движением.

Для того чтобы получить такой эффект, необходимо набрать краску на одну сторону кисти, но таким образом, чтобы, к краю краски быть больше, а к середине совсем немного.

Кисть кладется на поверхность, и быстро проворачивается вокруг черенка. Получается округлый мазок с тенями, то есть с постепенным переходом от светлого к темному. Такой прием получил название «Мазок на одну сторону» или «живописный мазок»

Готовая гжельская роза, дорабатывается мелкими деталями, с помощью приемов кистевой росписи. «Усики», «Завитки», «Капельки», такие элементы вам известны их Хохломской росписи.

Перед творческой работой, повторите «Мазок с тенями», по примеру гжельских мастеров, на отдельном листочке. Потренируйтесь, а потом приступайте к полноценной творческой работе.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст задания: Соедините изображение с видом искусства

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Выберите из списка правильный ответ.

Основным мотивом для Гжельской росписи является ___________ орнамент

Варианты ответов:

  • зооморфный;
  • растительный;
  • геометрический;

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.

Интернет-ресурсы:

  • Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
  • Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
  • Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
  • Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
  • Культура. РФ - портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
  • Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6