Изобразительное искусство. 2 класс

Урок 17. Братья наши меньшие

Конспект урока

Конспект урока № 17 по предмету

«Изобразительное искусство» для 2-го класса.

Тема урока: «Братья наши меньшие».

Вопросы:

  1. Что такое анималистика (анималистический жанр)?
  2. Кто такие художники-анималисты?
  3. Каких художников-анималистов вы знаете?
  4. Что такое графика?
  5. Какие основные изобразительные средства у графики?
  6. Что такое силуэт?
  7. Каковы особенности строения фигуры кошки, собаки?
  8. Каковы особенности передачи шерсти, формы, движения у животных?
  9. Что означает фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

Глоссарий по теме

Анималисты; анималистический жанр; ритм; штрих; линия; пятно; графика; силуэт.

Термины и понятия

Анимали́стика (Анималистический жанр) (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре.

Гра́фика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Это искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, выполненные карандашом, тушью, акварелью, и гравюры на бумаге. Добиться выразительности можно даже при использовании только черного цвета краски и белого - бумаги. Линия, штрих и тон стали основными изобразительными и выразительными средствами графики.

Линия — это след более протяженный. Линия образует контур предметов на рисунке, она длиннее штриха. Это один из самых главных и наиболее выразительных элементов рисунка. Линия может быть толстой и тонкой, прямой, волнистой, зигзагообразной, ломаной, спиралью, то усиливаться по яркости, то ослабевать до полного исчезновения.

Ритм линий — важнейшее средство композиционной выразительности.

Силуэт — простейший вид тонового рисунка - контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном.

Штрих — это короткий след пера или карандаша; короткая линия, выполненная одним движением руки (и графического материала). В зависимости от направления линий штрихи могут быть разными. Прием работы штрихом называется штриховкой. Выполняется штриховка карандашом, углем, тушью, пастелью, пером.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Анималисты. Название произошло от латинского “animal”- животное.

Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают. Известные художники-анималисты В. Ватагин, Е. Чарушин. Многие писатели рассказывают нам о животных в своих произведениях: Е. Чарушин, В. Бианки, С. Маршак, М. Пришвин учат нас любить и бережно относиться к ним.

Анималистический жанр является самым древним.

Ещё первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов. В Древнем Египте люди изображали богов-животных. В Древней Греции изображениями животных украшали посуду, оружие, музыкальные инструменты. Во все времена человек наблюдал за животными, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, иллюстрациях, скульптурах, предметах быта.

В произведениях известных художников красота животных показана с большой выразительностью. К таким художникам относится Валентин Серов. В своих работах он старался передать характер, индивидуальные черты животных. Его работы отличаются внешним изучением натуры, строения животного, они светлы и радостны. Известны его многочисленные наброски, рисунки и иллюстрации к басням И. Крылова.

Другим известным художником- анималистом является Василий Ватагин. Он очень любил животных и всю жизнь изучал их повадки и пластику. Он работал различными художественными материалами – графическими и цветными карандашами, акварелью, тушью, углем, создавал скульптуры, керамические игрушки. Особенно Василий Ватагин любил рисовать животных с натуры, наблюдал за ними.

Евгений Чарушин – писатель и художник. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Кого любит рисовать Е. Чарушин? Больше всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло. Чарушин умел показать характер каждого зверька, мы узнаем хищника в оскаленном тигрёнке, видим незащищенность зайчонка, задиристость петуха.

У большинства из вас либо у друзей дома есть кошки, собаки или другие домашние питомцы. Кошки, собаки или другие животные. Всегда надо понимать и помнить содержать животное – это большая ответственность: животным необходимо не только уход, но и доброе отношение к ним, ласка. Животное – это не игрушка, которой можно поиграть и забыть о ней.

«Мы в ответе за тех, кого приручили» — это известная цитата из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Часто эту фразу употребляют по отношению к домашним животным, рассуждая про ответственность, которую мы на себя возлагаем, когда приводим в свой дом какого-нибудь питомца.

Изображение животных требует пристального изучения их внешнего вида, пластики, строения формы тела. На какие части можно условно разбить фигуру животных? Каковы особенности строения фигуры кошки, собаки? Существует много разных пород кошек и собак. В зависимости от этого у них разное строение фигуры, окрас и длина шерсти.

Ребята не забывайте!
Все животные - друзья!
Обижать нам их нельзя.
И котёнка, и зайчишку,
Белку, ёжика и мишку,
Воробья, щенка, лягушку-
Пучеглазую квакушку-
Всех мы лаской обогреем,
Всех накормим, пожалеем!

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.

Задание №1

Разбор типового тренировочного задания:

Рассмотрите иллюстрации и ответьте: Какой из предложенных вариантов не является иллюстрацией к басне Крылова?

Правильный ответ:

Задание №2

Разбор типового контрольного задания:

Разгадайте ребус. Домашнее животное.

Правильный ответ: Кошка.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Авторские программы по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.

Интернет-ресурсы:

• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Культура. РФ - портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6