Литературное чтение. 3 класс

Урок 58. Н.Н. Носов «Телефон»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 58. Н.Н. Носов. «Телефон»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Анализ произведения Н.Н. Носова «Телефон». Особенности юмористического рассказа.

Тезаурус по теме

Рассказ - художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

Юмор - особый вид комического, изображение героев в смешном виде.

Сатира - литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Пословица - краткое народное изречение с назидательным смыслом.

Ключевые слова

рассказ; юмор; олицетворение; сравнение; эпитет; пословица;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы продолжим знакомиться с жизнью и творчеством Н.Носова,

Продолжим формировать навык беглого чтения и правильной речи

Научимся называть особенности юмористического произведения; находить в тексте необходимую информацию для подтверждения своих мыслей

Сможем разгадать кроссворд и подобрать нужные пословицы

Основное содержание урока

1.Знакомство с рассказом Н.Н. Носова происходит в ходе диалога учителя и учеников.

У:- Разгадайте ребус. (телефон)

У:- Чистоговорка. Читаем про себя, вслух, с разной интонацией.

Д:- Рассказывает историю изобретения телефона.

Выступают два ученика у доски с диалогом (играют роль Мишки и Кости из рассказа Н. Носова «Телефон»)

У: Вы узнали героев этого диалога? Кто автор этого рассказа?

Д: Николай Носов.

У: Давайте вспомним биографию писателя.

Д: Рассказывают биографию Н. Носова.

(учащиеся делают пометки в тетрадях, чтобы позже ответить на тест)

Включает учитель аудиозапись текст «Телефон»

Д: (читают за автором вполголоса текст)

У:- Весёлое ли это произведение?

- Над чем вы смеялись, когда читали текст?

- Какие эпизоды текста вызывают улыбку, смех?

- Назовите средства создания комического эффекта.

Д: Ситуация, использование необычных слов и выражений. Приводят примеры.

У: Прочитайте отрывок о том, как у ребят появился телефон.

Чтение диалога в лицах.

У:- Прочитайте диалог мальчиков в лицах.

- А как вы думаете, почему авторы учебника выбрали и поместили в книге именно этот отрывок из рассказа Носова? Что они нам хотели сказать?

- Подумайте, чем могла закончиться история с телефоном в рассказе Носова?

Дети работают в парах (читают диалог мальчиков в лицах)

Чтение диалога в лицах.

У: - Прочитайте диалог мальчиков в лицах.

1.Где Коля и Миша увидели телефон?

2.Сколько времени ребята копили деньги?

3.Как ребята соединили между собой телефоны?

4.Что придумал Мишка делать по телефону?

5.Какое из животных разговаривало с Колей по телефону?

6.Что Мишка сделал с телефоном?

7.Что придумали ребята, чтобы говорить по сломанным телефонам?

8.Зачем Мишка разобрал телефон, а потом батарею?

9.Что сделал Коля с батареей своего телефона?

- А как вы думаете, почему авторы учебника выбрали и поместили в книге именно этот отрывок из рассказа Носова?

- Что они нам хотели сказать?

- Подумайте, чем могла закончиться история с телефоном в рассказе Носова?

Повторение правил пользования телефоном.

- А какие правила пользования телефоном вы знаете?

- Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону?

По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?»

Подготовленный ученик читает стихотворение.

У:- Какой можно сделать вывод?

Д:- Нужно уметь правильно пользоваться телефоном.

У:- Кто из писателей ещё пишет рассказы про детей ?

Д:- В.Драгунский (перечисляют рассказы)

У:- Что объединяет этих авторов?

Д:- Юмор, любовь к детям

У:- Так что такое юмор?

Д:- Изображение героев в смешном виде. Добрый смех.

У:- А есть в литературе такой жанр, как сатира. Такие произведения писал известный русский баснописец И.А.Крылов. Предлагаю вашему вниманию басню «Квартет».

Прослушивание басни. Разбор. Объяснение. Сопоставление .

У:- Так что такое сатира?

Д:- Злой смех, когда высмеивают пороки, поступки, указывают на недостатки.

Работа в парах. «Знаете ли вы героев произведений Н.Носова?».

Разгадывание кроссворда.

У:- 1. Знаменитый астроном сказочного города Коротышек. (Стекляшкин.)

2. Самый умный житель Цветочного города. (Знайка.)

3. Герой, который, поняв свою ошибку, решил вернуться на огород к дедушке. (Котька.)

4. Герой, который перекладывал лишнюю крупу из кастрюли в тарелку. (Мишка.)

5. Жители Цветочного города. (Коротышки.)

6. Головной убор, который ходил по комнате. (Шляпа.)

7. Известный доктор, который лечил коротышек от всех болезней. (Пилюлькин.)

8. Что было на сковородке, когда Мишка решил пожарить рыбу? (Масло.)

9. Как звали мальчика, который сам пришил заплатку на штаны? (Бобка.)

10. Герой, очень любивший газированную воду с сиропом. (Сиропчик.)

Разбор типового тренировочного задания

ЗАДАНИЕ 1.

Прочитайте текст и заполните таблицу:

1.

Где родился писатель?

Киев

2.

Когда родился?

23 ноября 1908 года.)

3.

Какую профессию получил?

Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву).

4.

Как называлось первое произведение?

Рассказ «Затейники» напечатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г

Контрольное задание:

Текст вопроса: Соотнеси пословицу, отражающую смысл произведения с её значением:

Пословицы, отражающие смысл произведения:

1.) Больше узнаешь, сильнее станешь. (Далеко не всегда полезно трогать то, в чём не разбираешься)

2.) Чего не знаешь, туда и тянет. (В поступке ребят есть положительная сторона: тяга к знаниям помогает познавать что-то новое, а в будущем создать что-либо полезное

3.) Гляди глазами, да не тронь руками. (Мальчики не обладали таким качеством, как бережливость. Их новая купленная игрушка прослужила им совсем недолго)

4.) Бережёная вещь два века служит (Действительно, копить на телефон пришлось долго, разобрать его на детали удалось практически мгновенно)

5.) Ломать - не строить. (Что знаешь, того и знать не хочется)

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6