Литературное чтение. 3 класс

Урок 64. «Храбрый Персей» Часть 1

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 64 «Храбрый Персей». Часть 1.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Чтение и анализ 1 части мифа Древней Греции «Храбрый Персей»

Тезаурус по теме

Фольклор – это устное народное поэтическое творчество, отражающее жизнь народа. Фольклор возник до появления письменности. Поэтому важная его черта состоит в том, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от письменной литературы. Еще одна важная характеристика — коллективность творчества. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда.

Сказка – древнейший жанр устного народного поэтического творчества. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира

Предание – жанр устного народного творчества, имеющий установку на достоверность рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также о происхождении тех или иных названий

Легенда – жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное. В отличие от предания, в легенде наряду с людьми и животными могут действовать божественные или демонические силы: Бог, ангелы, святые, черти и т. п..

Мифы – древнее народное сказание о богах и обожествлённых героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

Ключевые слова

Фольклор разных народов; фольклор как выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений; произведения зарубежной литературы; произведения о добре и зле; миф; мифологические герои и их подвиги.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 190-199.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 89.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. В. В. Смирнова. Герои Эллады. – М: Детская литература, 2017.
  5. Всеволод Успенский, Лев Успенский. Мифы Древней Греции. – Л.: Детская литература, 1976.
  6. Храбрый Персей: Пересказ Корнея Чуковского. – М: Нигма, 2015.

На уроке мы узнаем, кого в мифах Древней Греции называли героями.

Научимся ориентироваться в содержании мифа.

Сможем находить в тексте средства характеристики героя.

Основное содержание урока

Учитель: Сегодня нам предстоит совершить невероятное путешествие на машине времени в прошлое…

Мы попали в другую страну намного тысячелетий назад. Машина времени перенесла нас юго-восток Европы, на Балканский полуостров. Обратимся к карте. В какой древней стране мы оказались?

Да, мы попали в Древнюю Грецию. Чем известна эта страна? Древняя Греция – страна богов и героев. Древних греков называют эллинами, а их страну – Элладой.

Много тысяч лет назад, когда не было письменности, они создали мифы. То, о чем повествуют мифы, сегодня нам кажется сказочным. Но для древних греков миф, в отличие от сказки, не был выдумкой. В мифах эллины рассказывали о происхождении мира, о титанах и богах, которые управляют этим миром, о величайших героях, которые освобождают землю от чудовищ.

Боги, по представлениям древних греков, живут на горе Олимп и оттуда вершат свои дела. Боги, в отличие от простых людей, наделены бессмертием.

Греческие мифы повествуют и о героях. Герои – не простые люди. Они полубоги, дети богов и смертных людей. Какого самого знаменитого героя Древней Греции вы знаете? Да, главный герой древних греков – Геракл. Сегодня мы познакомимся с подвигами еще одного знаменитого героя Древней Греции – Персея…

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое миф. Миф – это древнее сказание о богах и героях.

Сегодня мы познакомимся с одним из мифов Древней Греции в пересказе К.И. Чуковского и прочитаем о подвигах знаменитого героя Древней Греции – Персея. Узнаем, кого древние греки считали героями. А также что, с их точки зрения, означают такие понятия, как долг, честь, слава, бессмертие, подвиг.

Послушайте 1 часть мифа «Храбрый Персей» (Возможно использование аудиозаписи «Храбрый Персей»).

Педагог: Кто является главным героем этого мифа?

Дети: Главным героем является Персей.

П.: Каким он изображается? Найдите подтверждение в тексте?

Д. Персей был смелым, храбрым, отважным человеком: «…К счастью жил в этом городе Храбрый Персей. Он никогда никого не боялся…».

П.: С кем пришлось бороться Храброму Персею?

Д.: Персей захотел уничтожить Медузу Горгону.

П.: Найдите в начале текста описание Медузы Горгоны и подчеркните слова, которые помогут изобразить ее.

Д.: «В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда – то крылатая женщина Медуза Горгона. Она медленно проходила по улицам, и всякий, кто смотрел на нее, тот же миг становился камнем. Вместо волос у Медузы бы длинные черные змеи. Они все время шевелились и шипели. Она тихо и печально глядела каждому прохожему в глаза, и он тот час же превращался в окаменелую статую».

П.: Почему Персей решил сразиться с Медузой Горгоной, несмотря ни на что?

Д.: Персей захотел отомстить Медузе за ее злые дела: «Но не могу же я сидеть, сложа руки! Ведь она погубит всех жителей нашего города, всех моих родных и друзей! Сегодня же я отомщу ей за её злые дела».

П.: Как Персей догадался сразиться с Горгоной, не взглянув на нее?

Д.: «Он поднял свой медный щит — круглый, блестящий и гладкий — и стал смотреть в него, как смотрят в зеркало».

П.: Какой оказалась Горгона Медуза, когда Персей увидел ее в отражении? Составьте её словесный портрет, используя слова из текста.

Д.: «Медуза спала на земле, рядом со своими безобразными сестрами, которые были похожи на больших разжиревших свиней. Её крылья сверкали, как радуга, у неё было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо, что Персею стало жаль убивать её».

П.: Какая опасность подстерегала Храброго Персея, когда он отрубил голову Медузе?

Дети: Сестры Медузы проснулись и полетели за ним в погоню. Они кричали: «Отдай нам голову нашей сестры!»

П.: Как этот миф характеризует Персея?

Д.: Персей – настоящий защитник города и людей! Он бесстрашно сражается с чудовищем – Горгоной Медузой. Поступок Персея можно назвать подвигом, потому что он совершил это ради других людей.

П.: А каким представлен в мифе царь Полидект?

Д.: В отличие от Персея Полидект изображен жадным, трусливым и жалким. Вместо того, чтобы защищать своих людей от страшного чудовища, он пирует с вельможами и прячется в подземелье. На его фоне поступок Персея еще больше восхищает.

П.: Напоминает ли вам этот миф какие-то русские народные сказания?

Д.: Да, он напоминает былины об Илье Муромце и князе Владимире. В них богатырь тоже сражается с Соловьем-разбойником и побеждает его, а князь прячется и насмехается над героем.

П.: Да, ребята, и русский народ воспевал мужество и подвиги защитников родины и высмеивал жалких князей.

Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали миф о Персее. Восстановите последовательность событий в 1 части мифа.

1. Трусливый царь.

2. Персей говорит с царём.

3. В городе случилась беда.

4. Персей побеждает Медузу Горгону.

5. Храбрый Персей узнаёт о колдунье.

Дети исправляют последовательность событий в 1 части мифа.

1. В городе случилась беда.

2. Храбрый Персей узнаёт о колдунье.

3. Трусливый царь.

4. Персей говорит с царём.

5. Персей побеждает Медузу Горгону.

П. Ребята, вы молодцы!

Сегодня мы узнали, кого в мифах Древней Греции называли героями. Мы также поняли, что и много тысячелетий назад люди ценили и восхваляли мужество, честь, славу, подвиги во имя людей. И высмеивали трусость и жадность. Этим нам и близки сегодня древнегреческие мифы.

Хотите узнать продолжение этой истории? Что ж, друзья, на следующем уроке мы продолжим путешествие в Древнюю Грецию и узнаем о том, какие еще подвиги совершил Храбрый Персей.

Разбор типового тренировочного задания

1. Текст вопроса: Вставьте в текст пропущенные слова, характеризующие Горгону Медузу.

«Он поднял свой медный ____________ — круглый, блестящий и гладкий — и стал смотреть в него, как смотрят в __________. В нём отразилась _________ женщина, у которой вокруг ________ были не волосы, а чёрные _________.

Так удалось Персею при помощи чудесного щита увидеть Медузу ___________, ни разу не взглянув на неё».

Слова для вставки: щит, зеркало, спящая, головы, змеи, Горгону.

Правильный ответ: «Он поднял свой медный щит — круглый, блестящий и гладкий — и стал смотреть в него, как смотрят в зеркало. В нём отразилась спящая женщина, у которой вокруг головы были не волосы, а чёрные змеи.

Так удалось Персею при помощи чудесного щита увидеть Медузу Горгону, ни разу не взглянув на неё».

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Образуйте пары из слов текста 1 части мифа «Храбрый Персей».

Храбрый

Горгона

царь

чёрные

бессердечная

Медуза

колдунья

Персей

Полидект

Змеи.

2 вариант

Текст вопроса: Подберите фрагменты из 1 части мифа «Храбрый Персей» к иллюстрациям.

Цитата

Изображение. Изображения даны для примера

В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда-то крылатая женщина Медуза Горгона.


Выйди из дому в ясную ночь и взгляни на небо, усыпанное яркими звёздами. Ты увидишь созвездие молодого Персея.

Её крылья сверкали, как радуга, у неё было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо, что Персею стало жаль убивать её.


Девушка была спасена. Персей бросился к ней, взял её на руки и взбежал с нею на вершину горы, в тот город, которому угрожало чудовище.

Ответы

1 вариант

Храбрый Персей

Медуза Горгона

царь Полидект

чёрные змеи

бессердечная колдунья.

2 вариант

Цитата

Изображение.

В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда-то крылатая женщина Медуза Горгона.

Её крылья сверкали, как радуга, у неё было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо, что Персею стало жаль убивать её.


Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6