Русский язык. 3 класс

Урок 39. Правописание слов с безударными гласными в корне

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Урок № 39

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать опознавательный признак орфограммы, определять орфограмму «Правописание безударных гласных в корне», отличать данную орфограмму от других, находить способ проверки орфограммы.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Корень слова, безударный гласный, проверочное слово, проверяемое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • как правильно писать слова с безударной гласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание безударных гласных в корне»;

Научимся:

  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим, кто нарисован на портрете. Прочитаем высказывание. О чём оно рассказывает?

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765г.г.)

Из Российской грамматики М.В. Ломоносова (1757 г.).

«…в правописании наблюдать надлежит, чтобы оно…не удалялось много от чистого выговора, и чтобы не закрылись совсем следы происхождения и сложения речений».

Что это значит? Сравним.

Косит

Касить

Казьба

Пракощик

Косит

Косить

Косьба

Прокосчик

Слева написаны слова по выговору, справа – «следы происхождения слов» не закрыты.

Ломоносов был сторонником такого письма, которое не наносило бы вреда морфемике. В разных словах одна и та же морфема пишется одинаково – вот следы «происхождения» слов и видны.

На этом уроке

Узнаем:

  • как правильно писать слова с безударной гласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание безударных гласных в корне»;

Научимся:

  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Чтобы правильно написать слово, нужно проверить, какую букву мы должны будем писать в том или другом случае.

Прочитаем:

Дворы, стрела, вода, трава, холмы, жара, свеча, чижи.

Во всех этих словах выделенная буква находится в корне слова, является безударной гласной , требует проверки.

Для этого изменим слово так, чтобы на этот гласный падало ударение:

Дворы – двор; стрела – стрелы; вода – воды; трава – травы; холмы – холм; жара – жарко; свеча – свечи, чижи – чиж.

Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами, поэтому его написание нужно проверять.

[а]

[а]

[а]

[а]

садыˊ

грачиˊ

косаˊ

моряˊк

садоˊвник

грачаˊта

косиˊчка

морскоˊй

Для того, чтобы узнать, какая буква пишется в безударном слоге, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёˊр, стрела', письмоˊ.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: коˊврик, стреˊлка, пиˊсьма.

Чтобы подобрать проверочное слово надо:

  • или изменить форму слова (моряˊ – моˊре, у моˊря);
  • или подобрать однокоренное слово (траваˊ – траˊвка, мячиˊ – мяˊчики).

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково.

Помните!

Слова моря и море, берёза и берёзы – это формы одного и того же слова.

Слова моря и моряк, берёза и берёзка – это однокоренные слова.

В русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато – золото, град – город, брег – берег. Почему так получилось?

Сочетания –ла-, -ле-, -ра-, -ре- присущи словам, пришедшим к нам из старославянского языка: младой, млеко, здравие, древо. А сочетания –оло-, -оро-, ере- присущи исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево.

Большинство слов старославянского происхождения не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи книжный оттенок. А в поэтической речи XIX века старославянские формы придавали стихам торжественность и служили приметами высокого стиля.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво….

А.С. Пушкин. Медный всадник.

Разбор заданий

  1. Текст вопроса. Выберите строку, в которой во всех словах в корне пишется буква Я.

Ст...пной, п...тно, пр...мой.

Пл...сать, г...ристый, л...сной.

М...сной, загл...нул, р...бой.

П...тёрка, пов...зал, гр...за.

Правильный вариант:

Степной, пятно, прямой.

Плясать, гористый, лесной.

Мясной, заглянул, рябой.

Пятёрка, повязал, гроза.

2. Текст вопроса

Распределите слова на две группы.

Деловой, салат, синева, хранить, лимон, ковёр, паруса, мешок, компот.

Проверяемый безударный гласный в корне

Непроверяемый безударный гласный в корне

Правильный вариант/варианты:

Проверяемый безударный гласный в корне

Непроверяемый безударный гласный в корне

дел-овой

салат-

син-ева

лимон-

хран-ить

мешок-

парус-а

компот-

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6