Русский язык. 3 класс

Урок 39. Правописание слов с безударными гласными в корне

Высказывание М. В. Ломоносова

Перед вами портрет известного русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

Прочитаем высказывание. Из Российской грамматики М.В. Ломоносова (1757 г.).

«…в правописании наблюдать надлежит, чтобы оно…не удалялось много от чистого выговора, и чтобы не закрылись совсем следы произвождения и сложения речений».

Что это значит? Сравним.


Косит

Касить

Казьба

Пракощик

Косит

Косить

Косьба

Прокосчик

Слева написаны слова по выговору, справа – «следы произвождения слов» не закрыты.

Ломоносов был сторонником такого письма, которое не наносило бы вреда морфемике. В разных словах одна и та же морфема пишется одинаково – вот следы «произвождения» слов и видны.

Как в современном русском языке люди узнают, как правильно писать слова? Узнаем на уроке.

Цели и задачи

Цель:

  • учиться отличать орфограмму «Правописание безударных гласных в корне» от других известных орфограмм.

Задачи:

  • узнать, как правильно писать слова с безударным гласным в корне;
  • научиться намечать способы проверки данной орфограммы.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • как правильно писать слова с безударным гласным в корне;

мы научимся:

  • находить орфограмму «Безударный гласный в корне слова»;

мы сможем:

  • намечать способы проверки данной орфограммы
Гласная в корне

Выберите строку, в которой во всех словах в корне пишется буква Я.

П...тёрка, пов...зал, гр...за.

М...сной, загл...нул, р...бой.

Пл...сать, г...ристый, л...сной.

Ст...пной, п...тно, пр...мой.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6