Цель: формирование представления о месте Земли в Солнечной системе.

Задачи:

1. Способствовать формированию представления о месте Земли в Солнечной системе.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: Готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные: Формирование представлений о месте Земли в Солнечной системе.

Ход урока

Этап урока

1. Мотивации и целеполагания

Учебное содержание

Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.

Деятельность учителя

Здравствуйте. В мире много интересного. Древние египтяне считали, что мир начался с Хаоса, который породил богов: Гея (Земля), Хронос (Время), Эрос (Любовь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Нюкта (Ночь).

Славяне  верили, что вначале мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился Род – Прародитель всего сущего. Он сотворил царства небесное и поднебесное. Разделил Свет и Тьму. Появилась Земля, погруженная в Океан. Из лица Рода вышло Солнце, а Луна образовалась из Его груди, звезды небесные – из Его очей.

В древнем Китае считали, что мир образовался из облака живых частиц ци  -Хаоса. Частицы ци разделились на легкие – небо (янь) и тяжелые – землю (инь). При слияния частиц «янь» и «инь» появился первый человек – Паньгу, который жил очень долго, а когда умер, то из его тела появились природа и человек.

Человека всегда интересовали вопросы мироздания. У разных народов, рождались мифы о возникновении Вселенной. Творцами мира выступали где-то конкретно боги (Месопотамия, Индия и др.), где-то животные (аборигены Австралии), а то и вовсе растения (народы Африки).

Скажите, что общего в этих мифах? Почему  мы об этом говорим сегодня? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (о космосе, Вселенной, Солнечной системе, планете Земля).

Тема занятия: Земля в Солнечной системе.

Видеоряд, режим съёмки

Скачанные ссылки не работают, поэтому представлены рисунки

Египтяне о сотворении мира

Дерево жизни. Представления славян

Древний Китай

Этап урока

2. Этап решения учебной задачи

Деятельность учителя

В процессе развития общества наука выдвинула гипотезы образования Вселенной.

Вселенная - это весь окружающий нас материальный мир, космическое пространство, планеты, звезды.

Большинство астрономов уверены, что Вселенная началась с сильного взрыва примерно 15000 млрд. лет назад.

Ученые считают, что Вселенная бесконечна, она состоит из множества галактик.

Галактика – это огромная звездная система, скопление звезд.

Давайте с помощью снимков установим свой  космический адрес.

Вселенная.

Галактика -….

Система ближайшей звезды ….

Планета -…..

Материк - ….

Части света - …

Страна - ….

Регион (область, республика) -….

Населенный пункт (город, село) - …

Ближайшая к нам звезда – Солнце находится на расстоянии 150 млн. км, вокруг нее около пяти млрд. лет вращаются планеты и их спутники, а также другие космические тела (спутники планет, метеориты, кометы, астероиды, космическая пыль).

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света – Солнце, и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг нее.

Посчитаем планеты (считалочка), какая ошибка закралась в стихотворение автора.

- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четыре – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- А еще Уран, Нептун!
И, конечно же, Плутон!
Наше Солнце - чемпион!

Плутон не входит в группу планет гигантов. Хотя до 24 августа 2006 считалась девятой планетой Солнечной системы, но по решению XXVI Ассамблеи Международного астрономического союза была лишена этого статуса,  и считается самой крупной карликовой планетой в  поясе Койпера.

Рассмотрите иллюстрации в атласе. На какие две группы вы можете разделить планеты Солнечной системы?

Вывод. В Солнечной системе выделяют две группы планет.

Первая – это планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Эти планеты состоят из тяжелых элементов кремния, железа, магния, алюминия. В центре ядро из железа и никеля, мантия состоит из силикатов, кора есть у всех планет, кроме Меркурия. Земля и Марс имеют спутники.

Вторая  - планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Это газовые планеты, давление в их недрах высокое, поэтому они обладают большими массами и размерами. Они быстро вращаются, имеют кольца и большое количество спутников.

У некоторых планет есть спутники. Например, спутник Земли – Луна. Луна, не имеющая атмосферы, покрыта многочисленными кратерами, результатами воздействия на нее метеоритов. Хотя Луна и вращается вокруг своей оси, она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, значит обращение Луны вокруг Земли и вращение вокруг собственной оси синхронизировано. Система Земля – Луна некоторыми учеными рассматривается не как система Планета – Спутник, а как двойная планета, поскольку размер и масса Луны достаточно велики. Диаметр Луны равен 3/4 диаметра Земли, а масса Луны составляет 1/81 массы Земли. В результате, вращение системы Земля – Луна происходит не вокруг центра Земли, а вокруг центра масс системы Земля – Луна, который находится на расстоянии 1700 км под поверхностью Земли.

Луна оказывает большое влияние на жизнь человека и природу. Луна делает полный оборот вокруг Земли в течение 27.3 суток.  Из-за вращения Земли вокруг Солнца люди на Земле наблюдают циклическую смену лунных фаз только каждые 29.5 суток. Фазы Луны - периодически меняющиеся состояния освещения Луны Солнцем. Если лунный серп в небе похож на букву «С», то это - «Стареющая» Луна, т.е. это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» - Луна «Растущая», то есть это первая четверть. Растущий месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром. Это заметили древние шумеры - жители южной Месопотамии, где протекают реки Тигр и Евфрат и создали лунный календарь. Продолжительность года в этом календаре, состоявшего из 12 "лун", или "месяцев" длительностью в 29,5 суток каждый, составляла всего 29,5 х 12 = 354 дня, то есть была значительно короче солнечной. Как заметили шумеры, многие природные процессы подчиняются влиянию Луны, современные садоводы до сих пор  выращивают растения по лунному календарю. Луна влияет на биоритмы живых организмов и эмоции человека, на его здоровье.

Приливы, которые мы наблюдаем на Земле, происходят большей частью под воздействием Луны, Солнце оказывает только небольшое воздействие на эти процессы. Приливные процессы являются причиной постепенного удаления Луны от Земли. Расстояние между Землей и Луной увеличивается на 3.8 метра каждое столетие. Также, эти процессы отвечают за постепенное замедление вращения Земли вокруг своей оси, которое увеличивает продолжительность земных суток на 0.002 секунды в столетие. Приливы возникают не только с одной стороны Земли, а с двух сторон, причём одновременно.

Луна единственное небесное тело, на которое высадился человек и первое небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю (США доставили 380 килограммов, СССР - 324 грамма лунного грунта). Первые искусственные объекты, преодолевшие гравитацию Земли и пролетевшие рядом с Луной, были советские станции Луна 1, Луна 2, Луна 3 в 1959 гг., и приземлившиеся на нее Луна 9 и радиоуправляемые самоходные аппараты, «Луноход-1» (1970 г.) и «Луноход-2» (1973 г.). Американская лунная программа «Аполлон» началась в начале 60х годов прошлого века. Первым человеком, высадившимся на Луну 21 июля 1969 года,  был американец Нил Армстронг.

Известны представления древних о форме и размерах Земли. Они считали, что земля плоская и вокруг нее вращается Солнце и другие небесные тела. Впервые высказал гипотезу о шарообразности Земли древнегреческий ученый Пифагор. Доказал это и определил радиус земного шара математик и географ Эратосфен. В средние века поляк Николай Коперник и итальянец Джордано Бруно были сожжены на костре за мысли о том, что шарообразная Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

В  последнее время появилась возможность уточнить прежние данные о форме и размерах Земли. Факторы, влияющие на форму Земли:  размеры в планеты, распределение в ней плотностей, скорость осевого вращения. Земля – не идеальный шар, она сплюснута у полюсов и расширена к экватору. Форму Земли форму называют геоид («землеподобный»). Геоид – это фигура, поверхность которой всюду перпендикулярна направлению силы тяжести. Поверхность геоида совпадает с уровнем Мирового океана и сообщающихся с ним морей при некотором среднем уровне воды, отсутствии течений, волн, приливов и др. Цифры, характеризующие размеры земного шара.
Экваториальный диаметр = 12 756,5 километра
Полярный диаметр = 12 713,7 километра
Длина окружности меридиана = 40 008,6 километра
Длина окружности экватора = 40 075,7 километра
Поверхность Земли = 510 миллионам квадратных километров
Объем Земли = 1080 миллиардам кубических километров.

Географические следствия формы и размеров Земли.

Шарообразная форма Земли обусловливает уменьшение угла падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам и, как следствие - образование нескольких тепловых поясов. Тепловые пояса, в свою очередь, наряду с величиной и массой Земли, определенным расстоянием ее от Солнца обусловливают закономерное изменение многих природных процессов по направлению от экватора к полюсам, т. е. широтную зональность.

Размеры и масса Земли предопределяют такую силу земного притяжения, которая удерживает гидросферу и атмосферу определенного состава.

Расстояние Земли от Солнца оптимальное, поэтому она не превращается в раскаленную пустыню, не покрыта ледяным панцирем.

Таким образом, жизнь на Земле, возникновение и существование на ней географической оболочки в значительной мере зависят от формы и размеров нашей планеты, а также расстояния ее от Солнца.

Уникальность планеты Земля.

1. Она является обитаемой планетой. Это единственная планета в Солнечной системе, которая поддерживает жизнь. Все формы жизни прямо от мельчайших микроскопических организмов до огромных наземных и морских животных.

2. Ее расстояние от Солнца (150 миллионов километров) целесообразно дать ей среднюю температуру от 18 до 20 градусов по Цельсию. Это не так жарко, как на Меркурии и Венере, и ни так холодно, как на Юпитере или Плутоне.

3. Ее атмосфера действует как одеяло защиты Земли от экстремальных температур.

4. Она имеет обилие воды, которого нет ни на какой другой планете. И которая не встречается ни на одной из известных нам планет в жидком состоянии так близко к поверхности.

5. Имеет биосферу, которая дает возможность существования всем живым организмам.

6. Не имеет ядовитых газов (гелий или метан) как у Юпитера.

7. Благодаря зеленым растениям она богата кислородом, который делает возможной жизнь на Земле.

Сегодня мы вспомнили состав Солнечной системы. Выяснили, что существует система «Земля - Луна». Определили географические следствия формы и размеров Земли. Установили в чем состоит уникальность нашей планеты. На следующем занятии мы поговорим о вращении планеты Земля и его влиянии на природу и жизнь человека. До новых встреч.

Видеоряд, режим съёмки

Картинка Вселенная.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/20/Galaxies_of_the_Infrared_Sky_.jpg/1280px-Galaxies_of_the_Infrared_Sky_.jpg?uselang=ru

картинка Галактика Млечный путь
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/161/160624/160624_html_m19a6d18c.jpg

картинка Солнце в галактике Млечный путь.
http://ic.pics.livejournal.com/privalovgame/38113278/68501/68501_600.jpg

картинка Солнечная система
http://www.noviyegrani.com/images/title/33/473.jpg

картинка Солнечная система
http://jykfqy.ru/wp-content/uploads/2012/12/4325.jpg

картинка Материк Евразия
http://gruzdoff.ru/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Eurasia_(orthographic_projection).svg

картинка Россия на карте Евразии
http://ocrim.ru/blog/wp-content/uploads/2014/06/sovremennaya_karta_Rossii_s_Krimom.jpg

картинка Строение Солнечной системы
http://light-science.ru/wp-content/uploads/2015/02/Planet-traectories.jpg

Считалочка Планеты Солнечной системы. 
https://www.youtube.com/watch?v=aYvZq1fvW-8

Считалка поможет без особых проблем запомнить расположение планет Солнечной системы в порядке их удаленности от Солнца. Аудио и визуальный ряд способствуют легкому усвоению материала.

Картинка Планеты земной группы
http://сезоны-года.рф/sites/default/files/planetarnay_sistema_1.jpg

картинка Планеты – гиганты
http://сезоны-года.рф/sites/default/files/planetarnay_sistema_2.jpg

Иллюстрация расположения Луны относительно Земли
http://novostey.net/wp-content/uploads/2014/12/earth_moon.jpg

Картинка космический снимок Луны.
http://solarsistem-planets.weebly.com/uploads/2/8/3/8/28382935/975044_orig.jpg

Интерактив Фазы Луны
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/ba/Lunar_libration_with_phase_Oct_2007_450px.gif?download

Движение Луны и вид ее для земного наблюдателя
http://konstantinmartynov.ru/sites/default/files/images/750x750/luna.gif

Видеофрагмент: Луна - спутник планеты Земля.
Ближайший к Солнцу спутник (доп. материал).
blob:https%3A//www.youtube.com/120eb1e3-88f3-4719-a4fc-f7daeb336c39

Откуда у Земли появилась Луна?
Как она туда попала?
Как спутники влияют на планету обладателя?
Почему спутники удерживаются около планеты?
Ответ еще более удивительный и впечатляющий, чем большинство жителей Земли могли бы себе представить.

Картинка Приливы и отливы на Земле
http://qriosity.ru/wp-content/uploads/2014/01/moon_7.jpg

Сравнение размеров Земли и планет Солнечной системы
http://light-science.ru/wp-content/uploads/2015/02/SolSysPlanetCompare.jpg

картинка Земля в понимании ученых древнего Востока
http://reshenie.vcc.ru/_service/11419/display/img_version/344241/img_name/1993_11419_2d7f2a544d.png

Путешествие по Солнечной системе (доп. материал)
https://www.youtube.com/watch?v=AXErDq8rNsg

Красочный фильм, рассказывающий о строении солнечной системы.
В частности знакомит со всеми планетами, их строением, особенностями, спутниками и поясом астероидов…

Какие бывают планеты.
https://www.youtube.com/watch?v=vXpSUxvuhyM

Весёлый мультсериал. В простой и понятной форме разъясняются трудные темы – строение Солнечной системы,
Постоянные герои – Оля, Серёжа, Бит, Байт,

Невероятные факты о планете Земля (доп. материал)
http://www.youtube.com/watch?v=ffdTue67Rno

Интересные факты о нашей Вселенной (доп. материал)
http://www.youtube.com/watch?v=LUzw1Lc5uok