Физическая культура. 3 класс

Урок 19. Итоговый урок по разделу «Игры для ловких и сообразительных!»

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео-урок

по предмету «Физическая культура» для «3» класса

Урок № 19. Итоговый урок по разделу «Игры для ловких и сообразительных!»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

В теоретической части представлены:

  • определение игры и основные ее виды;
  • значение подвижных игр в физическом воспитании;
  • общая информация об интеллектуальных играх.

Урок посвящён обобщению информации о подвижных играх.

Глоссарий

Игра – это познавательная деятельность, которая своеобразно представляет собой самовыражения ребенка в окружающем его мире.

Интеллектуальная игра – выполнение заданий, которые требуют применения интеллекта, мышления для достижения успешного игрового результата.

Интеллектуальные виды спорта – система соревновательного и тренировочного процесса по интеллектуальным играм.

Подвижная игра – это комплекс физических упражнений, выполняемых непринужденно в процессе сюжетно-ролевых игр, целью которых в зависимости от правил является выполнение определенных двигательных действий.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL:  http://window.edu.ru/ (дата обращения: 11.07.2018).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Игра – это познавательная деятельность, которая своеобразно представляет собой самовыражения ребенка в окружающем его мире. Существует огромное разнообразие игр: детские и спортивные, психологические и интеллектуальные, компьютерные и подвижные, народные и многие другие.

Игры зародились в глубокой древности. Но и на сегодняшний день они не перестают быть актуальными, конечно, уже в более современном виде.

Роль подвижных игр в физическом воспитании детей велика. Они, с одной стороны, помогают повышать интерес ребят к занятиям физической культурой, с другой – в игровом процессе развиваются все физические качества человека. Однако, подвижные игры не предполагают усиленных тренировок и участия в официальных соревнованиях, строгих правил и выполнения спортивных разрядов. А также, в зависимости от цели, они воспитывают силу воли, упорство, внимательность, когда нужно – чувство товарищества и т.п.

Предлагаем вам разобрать, как же из процесса игры можно вынести столько пользы (имея ввиду развитие физических и психологических качеств). Попробуем сделать это на примере игры «Свободное место».

В начале этой игры выбирается водящий. Остальные игроки становятся в круг лицом в его центр. Водящий начинает двигаться по кругу за спинами ребят по часовой стрелке. Он должен коснуться рукой одного из игроков. Участник, которого коснулись, должен успеть оббежать круг за спинами своих товарищей и занять свое место. При этом тоже самое делает водящий. Водящий двигается против часовой стенки, а его соперник – наоборот. Тот, кто не успеет занять «свободное место», становится следующим водящим.

В процессе этой игры развивается быстрота. Ведь в выигрыше остается тот, кто смог пробежать быстрее. Также для успешного исхода игры нужно проявлять свою ловкость. Потому что движение происходит по кругу, необходимо уметь хорошо координировать свои действия.

Если брать во внимание психологическую сторону, то игра «Свободное место» развивает волю к победе, но в тоже время, чувство товарищества и справедливости. Каждый должен стремится опередить соперника, но и уметь достойно проигрывать. Еще в этой игре воспитывается внимание и скорость реакции. Ведь чем быстрее участник среагирует на касание водящего, тем быстрее он сможет начать свое движение.

Вот так, казалось бы, обычная подвижная игра способна влиять на такие важные аспекты в развитии ребенка!

Очень популярны народные игры. Это такие игры, которые были созданы обычными людьми, «народом», и передавались из поколения в поколение. Очень важным является знакомство юных граждан с народными играми нашей многонациональной страны. Они могут показать детям особенности национальных культур разных народов, их обычаи и обряды. Самые популярные народные игры – это салки, жмурки, горелки, ручеек и др.

Хотим заметить, что тема этого урока: «Игры для ловких и сообразительных!» С тем, как влияют игры на ловкость, мы разобрались. Теперь давайте коснёмся «игр для сообразительных».

Есть целая категория игр. Это интеллектуальные игры, т.е. такие игры, которые основываются на применении ума, эрудиции. Вы, наверняка, слышали о шахматах и шашках, нардах и го. Эти игры являются очень древними и распространены по всему миру.

Многие интеллектуальные игры признаны даже официальными видами спорта. Например, это те же шахматы, шашки, го, а также бридж, покер и т.д. Это значит, что по ним проводятся официальные соревнования с четкими правилами и строгим судейством, можно выполнять спортивные разряды. Поэтому считается, что интеллектуальные виды спорта являются частью физической культуры. Однако, ни одна из них еще не включена в число Олимпийских видов спорта.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1. Что называют познавательной деятельностью, которая своеобразно представляет собой самовыражения ребенка в окружающем его мире?

2. Кто должен коснуться сзади стоящего в круг лицом игрока в «Свободном месте»?

3. Шахматы – это интеллектуальный …

4. Как называется народная игра, в которой водящий с завязанными глазами пытается поймать остальных игроков?

5. Интеллектуальные игры являются частью … культуры.

По вертикали:

1. В отличие от подвижных игр, в спорте, показав определенный результат на соревнованиях, можно выполнить спортивный …

2. Какие качества, кроме физических, воспитывают подвижные игры?

Решение. По горизонтали: 1. Игра; 2. Водящий; 3. Спорт; 4. Жмурки; 5. Физической.

По вертикали: 1. Разряд; 2. Психологические.

2. Закончите правильно фразу.

Интеллектуальные игры предполагают выполнение заданий, которые требуют проявления … для достижения успешного игрового результата.

Варианты ответов:

  • гибкости
  • выносливости
  • интеллекта
  • координационных способностей

Решение. В интеллектуальных играх перед участниками ставятся задания, справиться с которыми могут помочь только логика, ум, мышление. Иными словами – интеллект. Это отображено в самом названии «интеллектуальные игры». Результат никак не зависит от физических качеств игроков, таких как гибкость, выносливость и координационные способности. Поэтому правильный ответ: «интеллекта».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6