Физическая культура. 3 класс

Урок 30. Итоговый урок по лыжной подготовке. Выдающиеся лыжники России

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео-урок

по предмету «Физическая культура» для «3» класса

Урок № 30. Итоговый урок по лыжной подготовке. Выдающиеся лыжники России.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Урок посвящён совершенствованию техники борьбы на лыжах, техник подъема и спуска.

Глоссарий

Ёлочка – Способ подъема в горку ступающим шагом.

Лесенка – Способ подъема в горку боком приставным шагом.

Полуёлочка – Способ подъема в горку, когда верхняя лыжа направлена прямо, а нижняя ставится в сторону на ребро.

Скользящий шаг – Способ передвижения на лыжах.

Ступающий шаг – Способ передвижения на лыжах, когда отсутствует скольжение.

Стойка лыжника – Положение ног и корпуса лыжника во время движения.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 11.07.2018)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Лыжи подбирают по росту. Для этого надо поставить одну лыжу перед собой и поднять вверх руку с пальцами, зажатыми в кулак. Верхний конец лыжи должен упираться в кулак. Чтобы правильно подобрать лыжные палки, надо поставить одну палку рядом с собой и вытянуть прямую руку в сторону. Верхний конец палки должен быть на уровне плеча.

Лыжные ботинки должны быть на один размер больше, чем обычная обувь, так как их надевают на две пары носков (хлопчатобумажные и шерстяные). Если ботинки подобраны правильно, то они не сжимают и не натирают стопы, ногам в них удобно.

Лыжные крепления устанавливают в зависимости от размера лыжных ботинок в специальных мастерских.

Одежда для ходьбы на лыжах должна быть удобной, не сковывать движения. Костюм лыжника состоит из спортивного шерстяного костюма, ветровки, шапочки и варежек.

Ходьба на лыжах очень популярна в нашей стране и является доступным, увлекательным и полезных занятием, прекрасным средством укрепления здоровья, закаливания, развития выносливости. Выносливость – это способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Польза от повышения выносливости:

  • занятия на выносливость тренируют не только мышечные волокна, но еще и сердце. Улучшается работа легких, это способствует увеличению количества кислорода в крови;
  • уменьшается количество молочной кислоты, которая вызывает болезненные ощущения при физических нагрузках;
  • улучшается работа капилляров и их количество, что полезно для транспортировки крови в мышечные волокна;
  • увеличивается интенсивность тренировок.

Упражнения для развития выносливости:

  • бег по кругу с изменением направления;
  • непрерывные прыжки на месте и в движении по 15, 20, 30 с;
  • кто больше сделает прыжков на двух ногах в течение 20 с;
  • лыжные движения без палок;
  • любые движения в воде в течение 10-15 мин.

Способы подъемов на лыжах.

Подъемы по невысоким склонам осуществляются с помощью попеременного шага. Здесь применимы те же принципы, как и при привычной ходьбе, только с увеличившимся наклоном всего корпуса относительно следования, распределяя, таким образом, центр тяжести и усиливая упор на палки. При отсутствии условий для скользящего шага, по причине недостатка в сцеплении лыж со снеговым покровом применима техника ступающего. В зависимости от крутизны склона потребуется большее по ширине разведение лыжных носков и уклон на внешнее ребро, с усилением опоры на палки.

Способы подъемов в горы на лыжах в зависимости от высоты склона:

Существуют разные способа подъемов на лыжах: скользящим шагом, ступающим шагом, «ёлочкой», «полуёлочкой» и «лесенкой».

Скользящий шаг.

Основная стойка лыжника: ноги слегка согнуты в коленях, а тело наклонено вперед. Не отрывая лыж от снега, сделать скользящее движение вперед правой ногой, перенеся всю тяжесть тела на нее. Как только почувствуешь, что правая лыжа останавливается, сделать то же движение левой ногой. Чем сильнее будет толчок, тем длительнее будет скольжение.

Ступающий шаг

Основная стойка лыжника: ноги слегка согнуты в коленях, а тело наклонено вперед. При передвижении ступающим шагом полностью отсутствует скольжение, отталкивание одной лыжной палкой заканчивается позднее, чем постановка другой, что ведет к двойной опоре на палки. После выноса вперед лыжа опускается на снег сверху, прихлопыванием для улучшения сцепления со снегом. Необходимо следить за тем, чтобы левая рука выносилась вперед вместе с правой ной, а правая рука – с левой ногой. Этот способ подъема применяется на крутых склонах (13-16 гр.), когда скольжение невозможно из – за плохого сцепления лыж со снегом.

«Ёлочка» — применяется на более крутых склонах, когда ступающим шагом преодолеть подъем трудно. Чтобы избежать скатывания вниз, необходимо увеличить сцепление лыж со снегом за счет разведения носков лыж в стороны. След от лыж напоминает ветки ёлочки, поэтому и получил такое название. Лыжи ставятся на внутренние ребра. При этом пятки лыж не должны перекрещиваться. Палки ставятся по бокам и сзади лыж.

«Полуёлочка» — вариант, применяющийся для восхождения на средние по высоте склоны, двигаясь вверх наискосок, в чем его отличие от классической «елки». Необходимо, чтобы верхняя лыжа двигалась прямо, параллельно маршруту следования, носок, находящийся снизу, отводился в сторону, а при шаге делался упор на ее ребро. Ставить палки следует с применением перекрестного координационного метода — ниже верхней лыжи и выше нижней.

«Лесенка» — применима при восхождении на самые высокие склоны. Осуществляется данный способ при боковом положении лыж перпендикулярно горному склону с попеременной перестановкой шага на внешнее ребро верхней и внутреннее нижней. Палки упираются синхронно шагу: одна — над верхней лыжей, другая — под нижней.

Способы спусков на лыжах.

Пересекая неровную заснеженную местность по горному склону, с различными препятствиями и сложностями, потребуется умение мгновенно переориентироваться в сложившихся, часто неблагоприятных условиях. Чтобы обойти тяжелые, ненадежные участки, представляющие опасность для лыжника, следует помнить, что спуски и подъемы на лыжах подчинены биомеханическим принципам. А потому, все, что потребуется, — следовать установленным правилам спуска, безо всякой импровизации.

Основная стойка – обеспечивает наибольшую устойчивость на спуске, удобна и наименее утомительна. Ноги слегка согнуты, лыжи расставлены на расстоянии 10-15 см друг от друга, туловище наклонено вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены и немного вынесены вперед, палки почти параллельны склону, кольцами назад.

Высокая стойка – отличается от основной более выпрямленными положениями туловища, ноги слегка согнуты для амортизации неровностей спуска, одна лыжа немного выдвинута вперед для удержания равновесия в переднезаднем направлении. Применяется стойка главным образом при необходимости уменьшить скорость и на более крутых склонах.

Низкая стойка – применяется на открытых пологих склонах, длинных и прямых участках спуска для достижения наибольшей скорости. В низкой стойке лыжника ноги сильно согнуты, туловище наклонено вперед, руки с палками вытягивают вперед. Вес тела равномерно загружает стопу ног.

Способы торможения

Торможение плугом – применяется при спусках с небольших пологих склонов. Выполняется за счет сведения носков лыж и разведения пяток в сторону. Лыжи при этом ставятся на внутренних ребра, а ноги слегка сгибаются в коленях.

Торможение упором – применяют при спусках наискось или на ровном раскатанном склоне, а также для резкой остановки на равнине. Торможение осуществляется одной лыжей, находящейся ниже по склону.

Выдающиеся лыжники России


Зимние Олимпийские игры в 2002 г. в Солт-Лейк-Сити (США).

Михаил Иванов (золото, 50 км классика)

Юлия Чепалова (золото, Спринт, 1,5 км свободным; серебро, 10 км классика; бронза, 15 км свободным, масс-старт). 

Зимние Олимпийские игры в 2006 г. в Турине (Италия).

Евгения Медведева (бронза, лыжные гонки, 15 км, дуатлон),

Евгений Дементьев (золото, лыжные гонки, 30 км, дуатлон; серебро, 50 км.),

Иван Алыпов и Василий Рочев (бронза, лыжные гонки, спринт),

Алена Сидько (бронза, лыжные гонки, 1,5 км спринт),

Виктор Лебедев (бронза, фристайл),

Юлия Чепалова (лыжные гонки, 30 км). 

Зимние Олимпийские игры в 2010 г. в Ванкувере (Канада).
Никита Крюков (золото, лыжные гонки, классический спринт),

Александр Панжинский (серебро, лыжные гонки, классический спринт),

Екатерина Илюхина (серебро, сноубординг). 

Зимние Олимпийские игры в 2014 г. в г. Сочи (Россия).

Александр Легков – (золото, 50 км, масс – старт)

Максим Выглежанин (серебро, 50 км, масс – старт)

Константин Главатских (бронза, 50 км, масс – старт)

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Лыжная подготовка. Выберите упражнения для тренировки навыков, нужных для лыжной подготовки.

  • Прыжки в высоту
  • Бег
  • Имитационные упражнения

Решение. Бег, имитационные упражнения.

2. Лыжные подъёмы. Найдите 5 слов, относящихся к лыжным подъёмам в горку.

Решение.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6